Пояснительная записка
Учебный план является локальным нормативным документом, регламентирующим
общие требования к организации образовательного процесса в учебном году при реализации
дополнительной общеразвивающейпрограммы в образовательном учреждении.
Разработан в соответствии с нормативными документами:
1.Федеральным законом от 29.12.2012 №273-ФЗ «Об образовании в Российской
Федерации»
2. Приказ Министерства образования и науки РФ от 17 октября 2013 г. № 1155 «Об
утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного
образования» (зарегистрировано в Минюсте РФ 14 ноября 2013 г., № 30384).
3. Приказом Минпросвещения России от 09.11.2018 № 196 «Об утверждении Порядка
организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным
общеобразовательным программам»;
4. Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 28.09.2020 №
28 «Об утверждении санитарных правил СП 2.4.3648-20 «Санитарно – эпидемиологические
требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и
молодежи».
«Азбука общения» - это практический курс социально-педагогической
направленности обучения учащихся дошкольного (от 4 до 7 лет) возраста. Дополнительная
образовательная услуга, предоставляемая учреждением на платной основе.
Программа базируется на положениях, представленных в комплексной программе
«Азбука общения. Основы коммуникации» Л.М. Шипициной, О.В Защиринской, А.П.
Вороновой, Т.А. Ниловой. Дополнительная общеразвивающая программа направлена на
создание и обеспечение необходимых условий для личностного развития, социализацию и
адаптацию учащихся к жизни в обществе; формирование общей культуры учащихся.
Развивающие занятия дополнительной общеразвивающей программы «Азбука
общения» имеют четко зафиксированное количество и разделение материала по разделам.
Организация занятий предполагается во второй половине дня и определяются согласно
требованиям СанПиН 2.4.3648-20
Продолжительность одного занятия соответствует возрастным особенностям
учащихся и составляет: для детей 4-5 лет - 20 мин, 5-6 лет- 25 минут, 6-7 лет- 30 минут.
Развивающие занятия осуществляются педагогом-психологом, прошедшим специальную
подготовку (владение технологиями арт-терапии).
Учебный материал практического курса рассчитан на два занятия в неделю, 40-50
занятий в год.
Пространство в помещении должно иметь две зоны:
1)для подвижных игр и релаксации (быть свободным от посторонних
предметов, иметь ковровое покрытие);
2) учебная зона (столы, стулья, флипчарт).
Оформление комнаты должно соответствовать гигиеническим и эстетическим
требованиям. В помещении находится необходимый инвентарь: карандаши, краски, кисти,
бумага, раздаточный и демонстрационный материал, игрушки, природный материал, ящики с
промытым речным песком, мелкие игрушки, обручи, надувные мячи, прыгалки, настольные
и дидактические игры, подушки. Инвентарь хранится в шкафах. В детском саду имеются
мыло и полотенца для проведения гигиенических процедур после занятий с красками,
песком. Помещение должно проветриваться каждые 30-40 минут в течение 5-7 минут. Два
раза в день проводится сквозное проветривание. В помещении должна работать вентиляция.
Обязательным условием для занятий является хорошее самочувствие ребенка.
Образовательная деятельность учащихся в условиях объединенияимеет свою
структуру:
Вводная часть (5-10 мин). Включает разминки, игры-приветствия. Направлена на то,
чтобы сбросить инертность физического и психического самочувствия, поднять мышечный
тонус, повысить внимание и интерес детей к занятию, настроить на активную работу и
контакт друг с другом.
Основная часть (10-30 мин). Формирование новых и совершенствование ранее
приобретенных навыков с помощью упражнений, игр, этюдов, поведенческих тренингов.
Заключительная часть (5 мин). Задания и упражнения на развитие
самоконтроля и адекватной самооценки. Подведение итогов.
Структура образовательной деятельности
Этапы
Задачи образовательной деятельности детей
Развивающей
Обучающей направленности
направленности
Ориентировочный
1.Этап
сплочение группы;
- нормализация мышечного
- раскрепощение
тонуса;
участников;
- настрой на занятие
-установление
доверительных
отношений между детьми и
психологом;
- снятие негативного
настроения
Развивающий
2.Этап
снятие мышечных зажимов, -Формируются новые
развитие
навыки поведения,
-снижение
взаимодействия общения;
психоэмоционального
-совершенствуются ранее
напряжения, тревожности;
приобретенные навыки
- развитие навыков
поведения, общения
сотрудничества,
взаимодействия;
взаимной эмпатии;
- развитие самоконтроля;
- развитие мимики,
- развитие адекватной
пантомимики;
самооценки
развитие эмоциональной
произвольности в
коммуникативной сфере;
- развитие психических
процессов;
-развитие воображения,
чувственного восприятия
Заключительный
3.Этап
- подведение итогов
- релаксация
(получение
обратной связи);
- закрепление полученных
навыков.
Освоение программного материала учащимися предполагается в рамках занятия.
Форма организации предполагает индивидуальное выполнение и подгрупповое (от 2 до 10
человек) взаимодействие. В качестве основного метода изучения программы для учащихся
дошкольного возраста используется главный метод теории развивающего обучения - метод
сопереживания ситуации.
Метод сопереживания рассчитан на использование способности, нетолько
анализировать, но и чувствовать все, что происходит с ребенком. Онпомогает точнее
объяснить, а главное - прогнозировать поведение ребенка втой или иной конкретной
жизненной ситуации.
Форма обучения- очная
Форма организации объединение, основная организационная форма учащихся- занятие.
Принципы формирования группы предполагают, что:
-разница в возрасте учащихся не должна превышать один год;
-число участников группы 8-10 учащихся;
-в группу включаются учащиеся с разными эмоционально-личностными и волевыми
проблемами (замкнутые и гиперактивные, самоуверенные и пугливые, возбудимые и
рассеянные и т.д.);
-интеллектуальные показатели всех учащихся примерно равны.
Форма подведения итогов- интеллектуальная игра «Этикет для малышей» (для 5-7 лет);
игра «Хорошо или плохо».
Образовательная деятельность реализуется через организацию и интеграцию различных
видов детской деятельности с использованием разнообразных форм и методов работы, выбор
которых осуществляется педагогом самостоятельно в зависимости от контингента детей,
уровня освоения Программы и решения конкретных образовательных задач.
Объем образовательной нагрузки
Возраст
Длительность
одного
занятия
Количество
занятий в
месяц
Количество
часов в месяц
Количество
занятий в
год
Количество часов
в год
Средний
дошкольны
й возраст
Старший
дошкольны
й возраст
Подготовит
ельный
дошкольны
й возраст
20 минут
8
3 часа
72
27 часов
25 минут
8
3 часа 30 минут
72
30 часов 10 минут
30 минут
8
4 часа
72
36 часов
На основании вышеперечисленных требований для каждой возрастной группы ДОО
составлено расписание образовательной деятельности по реализации дополнительной
общеразвивающей программы на учебный год.