Программа Вселый язычок

Содержание
№
п/п
1.
1.1.
1.1.1.
1.1.2.
1.1.3.
1.2.
2.
2.1.
2.2.
2.3.
2.4.
3.
3.1.
3.2.

Разделы программы
Целевой раздел программы
Пояснительная записка
Цель и задачи реализации Программы
Характеристика возрастных особенностей воспитанников
Принципы и подходы к формированию Программы
Планируемые результаты освоения Программы
Содержательный раздел Программы
Содержание деятельности учителя-логопеда, формы и методы обучения
Условия реализации Программы
Описание образовательной деятельности (тематическое планирование)
Особенности взаимодействия с семьями воспитанников
Организационный раздел Программы
Особенности организации образовательного процесса
Обеспечение методическими материалами

стр.
2
2
2
2
4
5
5
5
15
15
23
23
23
26

1

1. Целевой раздел
1.1. Пояснительная записка
«Рабочая программа по формированию правильного звукопроизношения для детей
старшего дошкольного возраста» является основным документом для оказания платных
услуг (занятий с логопедом) в дошкольном образовательном учреждении. Содержание
рабочей программы соответствует федеральным государственным стандартам дошкольного
образования.
Программа регулируется нормативно-правовыми документами:
1.Федеральным законом от 29.12.2012 №273-ФЗ «Об образовании в Российской
Федерации»
2. Приказ Министерства образования и науки РФ от 17 октября 2013 г. № 1155 «Об
утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного
образования» (зарегистрировано в Минюсте РФ 14 ноября 2013 г., № 30384).
3. Приказом Минпросвещения России от 09.11.2018 № 196 «Об утверждении Порядка
организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным
общеобразовательным программам»;
4. Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 28.09.2020 №
28 «Об утверждении санитарных правил СП 2,4,3648-20 «Санитарно – эпидемиологические
требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и
молодежи».
На современном этапе развития нашего общества получение образования,
соответствующего высоким требованиям нового времени, является необходимым условием
успешного вхождения детей во взрослую жизнь. Нарушение произносительной стороны речи
требует специальной помощи. И, как известно, чем раньше начата коррекционная работа,
тем она эффективнее. В связи с тем, что в группах общеразвивающей направленности
имеется категория детей с нарушениями звукопроизношения, возникает необходимость
оказывать помощь детям в форме кружка. Кружковая логопедическая работа облегчает
подготовку к основным занятиям, даёт возможность чётко и своевременно реагировать на
любые изменения возможностей, потребностей и личностных предпочтений ребёнка, что, в
свою очередь, может актуализировать его внутренние ресурсы, включить механизм
самокоррекции.
1.1.1. Цель и задачи реализации Программы:

Целью программы является установление причин речевых нарушений, квалификации
их характера, степени выраженности, структуры речевого дефекта, максимальная коррекция
имеющегося дефекта и вторичных проявлений, вызванных его недоразвитием,
предупреждение возникновения нарушений письма и чтения.
В процессе коррекционного курса программы решаются следующие задачи:
Образовательные:
-Устранение дефектов звукопроизношения (воспитание артикуляционных навыков,
звукопроизношения, слоговой структуры), формирование полноценных произносительных
навыков;
-Активизация словаря дошкольников;
- Совершенствование навыков звукового анализа.
Развивающие:
-Развивать фонетико-фонематическое восприятие.
-Развивать артикуляционную и мелкую моторику, просодические компоненты.
-Развивать речевое дыхание.
- Постановка и автоматизация отсутствующих звуков;
2

-Развивать познавательные процессы и психические функции: слуховое внимание,
зрительное внимание, слуховую память, зрительную память, логическое мышление,
пространственное восприятие.
Воспитательные:
-Воспитывать положительную мотивацию к учебной деятельности;
-Воспитывать стремление к самостоятельности и самоконтролю;
-Воспитывать интерес к родному языку.
1.1.2. Характеристика возрастных особенностей воспитанников
Особенности развития детей от 5 до 6 лет
На шестом году жизни ребенка происходят важные изменения в развитии речи. Для
детей этого возраста становится нормой правильное произношение звуков. Сравнивая свою
речь с речью взрослых, дошкольник может обнаружить собственные речевые недостатки.
Ребенок шестого года жизни свободно использует средства интонационной
выразительности: может читать стихи грустно, весело или торжественно, способен
регулировать громкость голоса и темп речи в зависимости от ситуации (громко читать стихи
на празднике или тихо делиться своими секретами и т.п.). Дети начинают употреблять
обобщающие слова, синонимы, антонимы, оттенки значений слов, многозначные слова.
Словарь детей также активно пополняется существительными, обозначающими названия
профессий, социальных учреждений (библиотека, почта, универсам, спортивный клуб и т.д.);
глаголами, обозначающими трудовые действия людей разных профессий, прилагательными
и наречиями, отражающими качество действий, отношение людей к профессиональной
деятельности. Дети учатся самостоятельно строить игровые и деловые диалоги, осваивая
правила речевого этикета, пользоваться прямой и косвенной речью.
К 5 годам они обладают довольно большим запасом представлений об окружающем,
которые получают благодаря своей активности, стремлению задавать вопросы и
экспериментировать. Отсутствует точная ориентация во временах года, днях недели. Дети
хорошо усваивают названия тех дней недели и месяцев года, с которыми связаны яркие
события.
Внимание детей становится более устойчивым и произвольным. Они могут
заниматься не очень привлекательным, но нужным делом в течение 20–25 мин вместе со
взрослым. Ребенок этого возраста уже способен действовать по правилу, которое задается
взрослым.
В 5–6 лет ведущее значение приобретает наглядно-образное мышление, которое
позволяет ребенку решать более сложные задачи с использованием обобщенных наглядных
средств (схем, чертежей и пр.) и обобщенных представлений о свойствах различных
предметов и явлений. К наглядно-действенному мышлению дети прибегают в тех случаях,
когда сложно без практических проб выявить необходимые связи и отношения.
Особенности развития детей от 6 до 7 лет
В сюжетно-ролевых играх дети этого возраста начинают осваивать сложные
взаимодействия людей, отражающие характерные значимые жизненные ситуации, например,
свадьбу, рождение ребёнка, болезнь, трудоустройство. Продолжает развиваться восприятие,
образное мышление. Продолжают развиваться навыки обобщения и рассуждения, но они в
значительной степени ещё ограничиваются наглядными признаками ситуации. Развивается
воображение, однако часто приходится констатировать снижение развития воображения в
этом возрасте в сравнении со старшей группой.
Внимание дошкольников становится произвольным, время произвольного
сосредоточения достигает 30 минут. Продолжают развиваться все компоненты речи,
диалогическая и некоторые виды монологической речи. Расширяется словарь. Дети
начинают активно употреблять обобщающие существительные, синонимы, антонимы,
прилагательные. В подготовительной к школе группе завершается дошкольный возраст:
ребёнок обладает высоким уровнем познавательного и личностного развития, что позволяет
3

ему в дальнейшем успешно учиться в школе.
Структура нарушения речи у старших дошкольников неоднородна. На
дополнительные занятия зачисляются дети со следующими речевыми заключениями:
- фонетико-фонематическое недоразвитие речи;
- фонетическое недоразвитие речи;
Характеристика детей с фонетико-фонематическим недоразвитием речи (ФФНР)
Фонетико-фонематическое недоразвитие речи – это нарушение процесса
формирования произносительной системы родного языка у детей с различными речевыми
расстройствами вследствие дефектов восприятия и произношения фонем.
Определяющим признаком фонематического недоразвития является пониженная способность к анализу и синтезу речевых звуков, обеспечивающих восприятие фонемного состава языка. В речи ребёнка с фонетико-фонематическим недоразвитием отмечаются трудности процесса формирования звуков, отличающихся тонкими артикуляционными или акустическими признаками.
Характеристика детей с фонетическим недоразвитием речи (ФНР)
Фонетическое недоразвитие речи – это нарушение в её звуковом (фонемном)
оформлении при нормальном функционировании всех остальных операций высказывания.
Нарушение
звукового
оформления
речи
обусловлено
неправильно
сформировавшимися артикуляторными позициями. Чаще всего неправильный звук по
своему акустическому эффекту близок к правильному. Причиной искаженного
произношения звуков обычно является недостаточнаясформированность или нарушения
артикуляционной моторики.
1.1.3.Принципы и подходы к формированию программы:
Программа строится на основе принципов дошкольного образования.
Исходя из ФГОС ДО в Программе учитываются:
1) индивидуальные потребности ребенка с нарушениями речи, связанные с его
жизненной ситуацией и состоянием здоровья, определяющие особые условия получения им
образования (особые образовательные потребности);
2) возрастная адекватность дошкольного образования (соответствие условий,
требований, методов возрасту и особенностям развития);
3) построение образовательной деятельности на основе индивидуальных особенностей
каждого ребенка, когда сам ребенок становится субъектом образования;
4) возможности освоения ребенком с нарушением речи программы на разных этапах ее
реализации;
5) специальные условия для получения образования детьми, в том числе использование
специальных методов, методических пособий и дидактических материалов, проведение
групповых и индивидуальных коррекционных занятий, и осуществления квалифицированной
коррекции нарушений их развития.
Программа имеет в своей основе следующиепринципы:
- принцип развивающего подхода (основывается на идее Л. С. Выготского о «зоне
ближайшего развития»), заключающийся в том, что обучение должно вести за собой развитие
ребёнка;
- принцип доступности и индивидуализации, предусматривающий учёт возрастных,
физиологических способностей и характера патологического процесса. Действие, этого
принципа строится на преемственности двигательных, речевых заданий;
- принцип постепенного повышения требований, предполагающий постепенный
переход от более простых к более сложным заданиям по мере овладения и закрепления
формирующихся навыков;
- принцип наглядности, обеспечивающий взаимосвязь и широкое взаимодействие всех
анализаторных систем организма с целью обогащения слуховых, зрительных и двигательных
образов детей;
4

- онтогенетический принцип, учитывающий закономерности развития детской речи в
норме;
- принцип конкретности и доступности учебного материала, соответствия
требований, методов, приёмов и условия образования индивидуальным и возрастным
особенностям детей;
В программу заложены следующие подходы:
- целостный подход, основанный на идее целостности развития ребенка в условиях
эмоционально насыщенного, интересного, познавательно привлекательного, дающего
возможность активно действовать и творить, образовательного процесса.
-культурно-исторический подход, рассматривающий формирующуюся в процессе
образования личность как продукт освоения индивидом ценностей культуры.
- индивидуально - дифференцированный подход, учитывающий особенности
воспитанников при выполнении коррекционной работы, включая применение специальных
форм и методов работы с детьми, оригинальных наглядных пособий и методик
индивидуального обучения;
- концептуальный подход предполагает комплексное планирование и реализацию
логопедической помощи детям.
Все это дает возможность обеспечить целостность, последовательность и
преемственность задач и содержания обучающей и развивающей деятельности.
Направления работы:
Программа коррекционной работы на дошкольной ступени образования включает в
себя взаимосвязанные направления. Данные направления отражают еѐ основное содержание:
Диагностическая работа обеспечивает своевременное выявление детей с речевыми
нарушениями, проведение их комплексного обследования и подготовку рекомендаций 5 по
оказанию им психолого-медико-педагогической помощи в условиях образовательной
организации;
Коррекционно-развивающая
работа
обеспечивает
своевременную
специализированную помощь в освоении содержания обучения и коррекцию недостатков детей
в условиях дошкольной образовательной организации, способствует формированию
коммуникативных, регулятивных, личностных, познавательных навыков;
Консультативная работа обеспечивает непрерывность специального сопровождения
детей их семей по вопросам реализации, дифференцированных психологопедагогических
условий обучения, воспитания, коррекции, развития и социализации воспитанников;
Информационно-просветительская работа направлена на разъяснительную
деятельность по вопросам, связанным с особенностями образовательного процесса для детей,
их родителями (законными представителями), педагогическими работниками.
1.2. Планируемые результаты:
В итоге логопедической работы дети должны научиться:
5-6 лет
К концу обучения дети усваивают правильное произношение всех звуков родного
языка, правильно пользуются грамматическими конструкциями, соблюдают звуко-слоговую
структуру слов. Выполняют различные формы языкового анализа и синтеза.
6-7 лет
К концу обучения дети имеют чистое звукопроизношение, грамматически
правильную речь, богатый словарный запас, могут выполнять сложные формы языкового
анализа и синтеза. Свободно пользуются всеми речевыми средствами для передачи своего
опыта.
Срок реализации 1 год
Результатом успешной коррекционно-логопедической работы по данной
программе можно считать следующее:
•
ребенок адекватно использует вербальные и невербальные средства общения:
умеет правильно произносить все звуки родного (русского) языка в соответствии с языковой
5

нормой; умеет во время речи осуществлять правильное речевое дыхание, ритм речи и
интонацию;
•
ребёнок овладел универсальными предпосылками учебной деятельности умениями работать по правилу и по образцу, слушать взрослого и выполнять его
инструкции.
•
ребёнок владеет средствами общения и способами взаимодействия, способен
изменять стиль общения в зависимости от ситуации с взрослыми и сверстниками: усваивает
новые слова, применяет их в собственной речи.
2.Содержательный раздел Программы:
2.1. Содержание деятельности учителя-логопеда, формы и методы обучения
Формы и приемы организации образовательного коррекционного процесса
Совместная образовательная деятельность
учителя-логопеда с детьми
Непосредственно
образовательная
логопедическая
деятельность

Образовательная
деятельность в
режимных моментах

1.Подгрупповая НОД
2.Индивидуальная НОД
3.Дидактические игры
4.Настольно-печатные
игры
5.Компьютерные
обучающие
игры
и
программы
6.Разучивание
скороговорок,
чистоговорок,
стихотворений
7.Речевые задания и
упражнения
8.Работа
по
нормализации
звукопроизношения

1.Пальчиковые игры
и упражнения
2.Мимические,
логоритмические
артикуляционные
дыхательные
гимнастики
3.Речевые
дидактические игры
4. Чтение
5.Тренинги (действия
по речевому образцу
учителя-логопеда)

Самостоятельная
деятельность детей

1.Сюжетно-ролевые
игры
2.Дидактические
игры
3.Настольнопечатные игры
4.Словотворчество

Образовательная
деятельность
в семье

1.Выполнение
рекомендаций
учителя-логопеда
по
исправлению
нарушений
в
речевом развитии
2.Речевые игры
3.Беседы
4.Чтение
книг,
рассматривание
иллюстраций
5.Заучивание
скороговорок,
потешек,
чистоговорок,
стихотворений

Методы коррекционной логопедической работы:
1.
Наглядные
- непосредственное наблюдение и его разновидности;
- опосредованное наблюдение (изобразительная наглядность: рассматривание
игрушек и картин, рассказывание по игрушкам и картинам);
2.
Словесные
- чтение и рассказывание;
- заучивание наизусть стихов, небольших рассказов, скороговорок, чистоговорок и др.
- пересказ;
- обобщающая беседа;
- рассказывание без опоры на наглядный материал;
3.
Практические
- дидактические игры и упражнения;
- хороводные игры и элементы логоритмики.

6

Средствами коррекции и развития речи детей с ФФН и ФНР являются:
- общение детей с взрослыми (родителями, воспитателями, логопедом, музыкальным
руководителем, инструктором по физической культуре и др.);
- культурная языковая среда (дома и в детском саду);
- художественная литература, читаемая помимо занятий (дома и в детском саду);
- изобразительное искусство, музыка, театр;
- непосредственная образовательная деятельность по другим разделам
образовательной программы ДОУ.
Вся индивидуально-подгрупповая
несколько этапов.
I. Подготовительный

коррекционная работа

делится условно

на

Задачи – тщательная
и всесторонняя подготовка ребенка к длительной и
кропотливой работе, а именно:
- вызвать интерес к логопедическим занятиям, даже потребность в них;
- развитие слухового внимания, памяти, фонематического восприятия в играх и
специальных упражнениях;
-формирование и развитие артикуляционной моторики до уровня минимальной
достаточности для постановки звуков;
-в процессе систематических
тренировок овладение комплексом пальчиковой
гимнастики;
-укрепление физического здоровья (консультации врачей – узких специалистов, при
необходимости медикаментозное лечение, массаж, кислородный коктейль).
II. Формирование произносительных умений и навыков.
Задачи:
- устранение дефектного звукопроизношения;
-развитие умений и навыков дифференцировать звуки, сходные артикуляционно и
акустически;
- формирование практических умений и навыков пользования исправленной
(фонетически чистой, лексически развитой, грамматически правильной) речью.
Виды коррекционной работы на данном этапе:
1.Постановка звуков в такой последовательности:
свистящие С,З, Ц, Сь,Зь
шипящий Ш
сонорЛ
шипящийЖ
сонорыР, Рь
шипящие Ч,Щ
Способ постановки смешанный.
Подготовительные упражнения:
для свистящих: «Улыбка», «Заборчик», «Лопатка», «Желобок», «Щепотка»,
«Футбол», «Фокус»
для шипящих: «Трубочка», «Вкусное варенье», «Чашечка», «Грибок», «Погреем
руки»;
для Р, РЬ: «Болтушка», «Маляр», «Индюк», «Лошадка»,
«Барабанщик», «Гармошка», «Пулемет»;
для Л: «Улыбка», «Лопатка», «Накажем язык».
Работа по постановке звуков проводится только индивидуально.

«Грибок»,

2.Автоматизация каждого исправленного звука в слогахпо мере постановки может
проводиться как индивидуально, так и в подгруппе:
7

а) С, З, Ш, Ж, Сь, Зь, Ль автоматизируются в начале в прямых слогах, затем в
обратных и в последнюю очередь - в слогах со стечением согласных;
б) Ц, Ч, Щ,Л – наоборот: сначала в обратных слогах, затем в прямых и со стечением
согласных;
в) Р, Рь можно начинать автоматизировать с проторного аналога и параллельно
вырабатывать вибрацию.
3.Автоматизация звуков в слогахпроводится по следам автоматизации в слогах, в
той же последовательности.
По мере овладения произношением каждого слога он немедленно вводится и
закрепляется в слогах с данным слогом. Для проведения работы по автоматизации звуков в
словах дети со сходными дефектами объединяются в группы. Вся дальнейшая
коррекционная работа проводится в подгруппах.
4.Автоматизация звуков в предложениях.
Каждое отработанное в произношении слово немедленно включается в отдельные
предложения, затем в небольшие рассказы, подбираются потешки, чистоговорки, стишки с
данным словом.
5.Дифференциация звуков:
С-З, С-Сь, С-Ц, С-Ш;
Ж-З, Ж-Ш;
Ч-Сь, Ч-Т, Ч-Щ;
Щ-Сь, Щ-Ть, Щ-Ч, Щ-Ш;
Р-Л, Р-Рь, Р-Ль, Р- Й, Ль-Л;
6.Автоматизация звуков в спонтанной речи (в диалогической речи, в играх,
развлечениях, режимных моментах, экскурсиях, труде…).
III. Совершенствование фонематического восприятия навыков звукового
анализа и синтеза параллельно с коррекцией звукопроизношения.
IV. Систематические упражнения на развитие внимания, памяти, мышления на
отработанном в произношении материале.
V. Развитие связной выразительной речи, на базе правильно произносимых
звуков.
Лексические и грамматические упражнения;
нормализация просодической стороны речи;
обучение рассказыванию.
№п\п

1.

2.

Этапы
в
содержание работы по
коррекции
фонетических
нарушений речи
1
2
Подготовительные
артикуляционные
упражнения для
воспитания свистящих
звуков
Постановка звука С

Содержание работы по
Обогащение
коррекции
фонематической лексикосистемы речи
грамматической
системой речи
3
Развитие слухового внимания на
неречевых звуках. Уточнение
понятий «предложение»,
«слово», «звук». Выделение 1-го
гласного звука в словах. Развитие
навыков звуко-буквенного
анализа слогов типа уа, ау.
Формирование понятия места
звука в слове. Выделение
первого и последнего хорошо
произносимого согласного звука
в слове, умения слышать звук

4

Обогащение словарного
запаса словами со звуком
С произносится на
каждом занятии.
8

3.

Автоматизация звука С;
а) в прямом слоге в
начале слова;
б) в прямом слоге в
середине слова;
в) в закрытом слоге;
г)в сочетании с
согласными
д) в играх, стихах,
пересказах, чтении,
спонтанной речи.

4.

Постановка звука Сь и
автоматизация его
(аналогично звуку С).

5.

Дифференциация звуков
С-Сь

6.

Постановка звука З и
автоматизация его

7.

Постановка звука Зь и
автоматизация его
Дифференциация звуков
З и Зь

8.

9.

10.
11.

12.

13.

Дифференциация звуков
СиЗ

«С» в начале и в конце слова,
развитие навыков звукобуквенного анализа слов типа
ум, му, мак.
Выделение хорошо
произносимого звука в середине
слова. Определение наличия
звука С в словах на слух.
Развитие навыков звукобуквенного анализа слов в такой
последовательности: маки,
сумка, пе-сок, столы.
Определение
последовательности звуков в
слове: какой по счету, за каким
звуком стоит. Ударение.
Учить слышать звук Сь среди
звуков, слогов, определить его
место в них. Формирование
понятия твердости и мягкости
звуков.
Дифференциация на слух звуки
С и Сь (твердость,
мягкость).Деление слов на слоги.
Формирование понятия
звонкости и глухости звуков.
Учить слышать звук З
средидругих звуков, слогов, в
словах.
Учить слышать звук Зь среди
других звуков слогов. В словах.
Дифференциация твердости и
мягкости согласных звуков.

Дифференциация понятий,
звонкость и глухость согласных
звуков. Закрепление навыков
звуко-буквенного анализа слов в
предложении. Ударение.
Дифференциация звуков Закрепление понятий твердости
С и Зь
и мягкости согласных
Постановка звука Ц и его Учить слышать звук Ц среди
автоматизация:
других звуков, слогов, в словах.
а) в закрытом слоге;
Определять место его в словах.
б) в прямом слоге;
Закрепление навыков звуков) в играх, стихах,
буквенного анализа слов,
чтении, пересказе.
предложений.
Дифференциация звуков Дифференцировать эти звуки в
Ц-Ть
словах, определять из место в
слове. Закрепление навыков
звуко-буквенного анализа.
Дифференциация звуков Дифференцировать на слух эти

Тема: в соответствии с
лексической темой.
Словообразование:
уменьшительные
суффиксы
существительных.
Развитие связной речи.

Повелительная форма
глагола, изменение
существительных по
падежам.
Животные и их
детеныши.
Образование
множественного числа
существительных.
Антонимы.

Слова паронимы.
Предлоги.

Словообразование:
сложные слова.
Единственное и
множественное число
глаголов. Спряжение
глаголов.
Определение рода
существительных
Словообразование
9

С-Ц

14.

Подготовительные
артикуляционные
упражнения для
шипящих звуков

15.

Постановка звука Ш

16.

Автоматизация звука Ш

17.

Постановка звука Ж и
автоматизация его

18.

Автоматизация
правильной артикуляции
звука Ж и его
автоматизация
(аналогично звуку Ш).

19.

Дифференциация звуков
Ш-Ж

20.

Дифференциация звуков
С-Ш

21.

Дифференциация
звуков
З-Ж

звуки в словах, слогах.
Закрепление навыков звукобуквенного анализа слов.
Развитие слухового внимания на
неречевых звуках. Уточнение
понятий «предложение»,
«слово», «звук». Выделение 1-го
звука в словах.
Выделение первого и последнего
хорошо произносимого
согласного звука в слове. Учить
слышать среди других звуков,
слогов звук Ш в начале и конце
слова. Развитие навыков звукобуквенного анализа слов типа:
он, ум, му, но. Формирование
понятия места в слове.
Выделение хорошо
произносимого звука в середине
слова. Определение на слух
наличия звука Ш в середине
слова. Определение места его в
словах. Анализ слов типа: мак,
сан-ки, пуш-ка, ме-шок, шкаф,
шка-фы. Определение
последовательности звука в
слове: какой по счету, за каким
звуком стоит.
Определение наличия звука Ж в
словах, место его в них
Закрепление навыков звукобуквенного анализа слов:
деление слов на слоги;
определение последовательности
звуков в слове, какой по счету
звук, за каким или перед каким
звуком звук Ж.
Дифференцировать на слух эти
звуки среди других звуков,
слогов, слов.
Дифференцировать на слух эти
звуки среди других звуков,
слогов, слов. Дифференцировать
понятия свистящие и шипящие
звуки. Закрепление навыков
звуко-буквенного анализа слов.
Дифференцировать эти
звуки на слух эти звуки среди
других звуков, слогов, слов.
Закрепление понятие звонкий,
глухой свистящий и шипящий

существительных от
существительных

Обогащение словарного
запаса словами со звуком
Ш будет проводиться на
каждом занятии.

Образование
множественного числа
существительных.
Согласование
количественных
числительных с
существительными.
Развитие связной речи.

Обогащение словарного
запаса словами со
звуком Ж
Спряжение глагола.
Обобщающие понятия.
Дательный падеж
существительных.
Развитие связной речи.
Развитие связной речи
Развитие связной речи

Развитие связной
речи

10

звуки.
Учить слышать звук Ч среди
других звуков, слогов, в словах.
Определять место его в словах.
Закрепление навыков звукобуквенного анализа слов,
предложений.

22.

Постановка звука Ч и его
автоматизация:
а) в закрытом слоге;
б) в прямом слоге;
в) в играх, стихах,
чтении, пересказе.

23.

Дифференциация звуков
С-Ч

24.

Дифференциация звуков
Ч-Ц

25.

Постановка звука Щ и
его автоматизация:
а) в закрытом слоге;
б) в прямом слоге;
в) в играх, стихах,
чтении, пересказе.

26.

Дифференциация звуков
Ч-Щ

Дифференцировать на слух эти
звуки среди других звуков,
слогов, слов. Определять их
место в словах. Ударение.

27.

Дифференциация звуков
Ш-Щ

28.

Дифференциация звуков
Ц-Ч-Щ

29.

Дифференциация звуков
Щ-С

30.

Подготовительные
артикуляционные
упражнения

31.

Постановка звука Л

Дифференцировать на слух эти
звуки среди других звуков,
слогов, слов. Определять их
место в словах
Дифференцировать на слух эти
звуки среди других звуков,
слогов, слов. Определять их
место в словах
Дифференцировать на слух эти
звуки среди других звуков,
слогов, слов. Определять их
место в словах
Развитие слухового внимания на
неречевых звуках. Уточнение
понятий «предложение»,
«слово», «звук». Выделение 1-го
гласного звука в словах. Развитие
навыков звуко-буквенного
анализа слогов типа уа, ау.
Формирование понятия места
звука в слове. Выделение

Дифференцировать на слух эти
звуки среди других звуков,
слогов, слов. Закрепление
навыков звуко-буквенного
анализа слов.
Дифференцировать на слух эти
звуки среди других звуков,
слогов, слов. Закреплять понятия
мягкости и твердости этих
звуков.
Учить слышать звук Щ среди
других звуков, слогов, в словах.
Определять место его в словах.
Закрепление навыков звукобуквенного анализа слов,
предложений.

Обогащение словарного
запаса словами со звуком
Ч. Обобщения.
Словообразование
(уменьшительные
суффиксы
существительных)
Спряжение глаголов.
Развитие связной речи

Спряжение глаголов.
Развитие связной речи

Обогащение словарного
запаса словами со звуком
Щ, определениями,
обощениями, словами,
обозначающими
профессии. Определение
рода существительных.
Развитие связной речи
Словообразование:
уменьшительный
суффикс
существительных.
Развитие связной речи
Спряжение глаголов.
Развитие связной речи
Развитие связной речи

Развитие связной речи

Обогащение словарного
запаса словами со звуком
11

первого и последнего хорошо
произносимого согласного звука
в слове, умения слышать звук
«Л» в начале и в конце слова,
развитие навыков звукобуквенного анализа слов типа
ум, му, мак.
Выделение хорошо
произносимого звука в середине
слова. Определение наличия
звука Л в словах на слух.
Развитие навыков звукобуквенного анализа слов в такой
последовательности: маки, сумка, пе-сок, сто-лы.
Определение
последовательности звуков в
слове: какой по счету, за каким
звуком стоит. Ударение.
Учить слышать звук Ль среди
звуков, слогов, определить его
место в них. Формирование
понятия твердости и мягкости
звуков.

Л, произносится на
каждом занятии.

32.

Автоматизация звука Л;
а) в прямом слоге в
начале слова;
б) в прямом слоге в
середине слова;
в) в закрытом слоге;
г)в сочетании с
согласными
д) в играх, стихах,
пересказах, чтении,
спонтанной речи.

33.

Постановка звука Ль

34.

Автоматизация звука Ль;
а) в прямом слоге в
начале слова;
б) в прямом слоге в
середине слова;
в) в закрытом слоге;
г)в сочетании с
согласными
д) в играх, стихах,
пересказах, чтении,
спонтанной речи.
Дифференциация звуков
Л-Ль

Закрепление навыков звукобуквенного анализа. Деление
слов на слоги. Определение
последовательности звуков в
словах.

Развитие связной речи.

Дифференцировать на слух эти
звуки среди других звуков,
слогов, слов. Закреплять понятия
мягкости и твердости этих
звуков.

36.

Дифференциация звуков
Л-В

37.

Подготовительные
артикуляционные
упражнения для
воспитания шипящих

Дифференцировать на слух эти
звуки среди других звуков,
слогов, слов. Закрепление
навыков звуко-буквенного
анализа слов.
Развитие слухового внимания на
неречевых звуках. Уточнение
понятий «предложение»,
«слово», «звук». Выделение 1-го

Слова-паронимы.
Согласование в роде
существительных с
глаголами прошедшего
времени. Антонимы.
Развитие связной речи.
Слова-паронимы.
Развитие связной речи.

35.

Образование
множественного числа
существительных.
Образование новых слов
путем наращивания
слогов. Развитие связной
речи.

Обобщение.
Словообразование:
прилагательных от
существительных.
Множественное число
существительных. Р.п.
существительных.

12

звуков

38.

Постановка звука Р

39.

Автоматизация звука Р;
а) в прямом слоге в
начале слова;
б) в прямом слоге в
середине слова;
в) в закрытом слоге;
г)в сочетании с
согласными
д) в играх, стихах,
пересказах, чтении,
спонтанной речи.

40.

Постановка звука Рь и
автоматизация его
(аналогично звуку Р).

41.

Дифференциация звуков
Р-Рь

42.

Дифференциация звуков
Р-Л

гласного звука в словах. Развитие
навыков звукобуквенногоанализа слогов типа
уа, ау.
Формирование понятия места
звука в слове. Выделение
первого и последнего хорошо
произносимого согласного звука
в слове, умения слышать звук
«Л» в начале и в конце слова,
развитие навыков звукобуквенного анализа слов типа
ум, му, мак.
Выделение хорошо
произносимого звука в середине
слова.
Закрепление навыков звукобуквенного анализа. Деление
слов на слоги. Определение
последовательности звуков в
словах: ма-ки, ра-ка, ру-кав,
кран, кра-ны.

Учить слышать этот звук среди
других звуков.слогов, в словах.
Формирование понятия
твердости и мягкости
звуков.закрепление навыков
звуко-буквенного анализа.
ударение
Дифференцировать на слух эти
звуки среди других звуков,
слогов, слов. Закрепление
понятий тв. и мягкости звуков.
Дифференцировать на слух эти
звуки среди других звуков,
слогов, слов. Закрепление
навыков звуко-буквенного
анализа слов.

Обогащение словарного
запаса словами со звуком
Р произносится на
каждом занятии.

Обогащение словарного
запаса словами со звуком
Р. Словообразование
уменьшительных
суффиксов сущ-ых.
Образование мн. числа
сущ-ных. Согласование
прилагательных с ущ-ми.
Родственные слова.
Образование 1-го лица
ед.числа глаголов.
Одушевленные.
Неодушевленные
предметы. Темы:
«Птицы», «Животные».
Уточнение конкретнопространственных
значений предметов.
Распространение
предложений. Тема:
«Профессии» антонимы.
Словообразование
:глагольные приставки.
Развитие связной речи.
Согласование сущ-ых с
прилагательными.
Винительный и
Родительный падежи
сущ-ых. Образование мн.
числа сущ-ых.
Многозначность слов.
Развитие связной речи.

Ласкательный суффиксы
сущ-ых. Антонимы.
Образование глаголов
прошедшего времени,
повелительной формы.
13

43.

Дифференциация звуков
Рь-Ль

Дифференцировать на слух эти
звуки среди других звуков,
слогов, слов. Закрепление
навыков звуко-буквенного
анализа слов.

Образование сложных
прилагательных.
Развитие связной речи.
Антонимы

Логопедическое воздействие представляет собой целенаправленный процесс, в
котором выделяются различные этапы. Каждый из них характеризуется своими методами и
приёмами коррекции. При постановке правильного произношения звуков пользуются
тремя основными способами.
1 способ - основан на подражании. Пользуясь слухом, зрением, тактильновербальными и мышечными ощущениями, ребенок воспринимает звучание и артикуляцию
фонемы и сознательно пытается воспроизвести требуемые движения речевых органов,
требуемое звучание. При этом непосредственное слуховое восприятие звучания, восприятие
видимых речевых движений, в том числе собственных (с помощью зеркала), ощущение
рукой струи выдыхаемого воздуха, вибрации гортани могут быть дополнены восприятием
работы речевых органов, отображенной с помощью различных пособий. В тех случаях, когда
не удается получить нужную артикуляцию по подражанию целиком, приходится сначала
довольствоваться воспроизведением отдельных ее элементов. Иногда малоподвижность или
недостаточная управляемость речевых органов вынуждает прибегать к целой системе
подготовительных артикуляционных упражнений, к своеобразной артикуляционной
гимнастике.
2 способ – состоит в механическом воздействии на речевые органы при помощи
каких-либо приспособлений (шпатель, зонд). При этом способе используется некоторая
сходная артикуляция, и на ее основе механическим путем речевые органы пассивно
приводятся в требуемое положение или движение. Связанные с определенным положением
или движением речевых органов кинестетические раздражения в сочетании с
сопутствующими им слуховыми раздражениями закрепляются в коре головного мозга в виде
системы следов, что в дальнейшем является предпосылкой для активного, произвольного
воспроизведения требуемой артикуляции.
3 способ – смешанный. При нем механическое воздействие на речевые органы служит
для того, чтобы помочь более полному и точному воспроизведению требуемой артикуляции,
осуществляемому в основном путем подражания и с помощью словесных пояснений.
При постановке звуков широко используется опора на различные анализаторы (слуховой,
зрительный, кожный, двигательный), облегчающую воспроизведение требуемой
артикуляции
по
образцу
и
контроль
над
ней.
По мере автоматизации навыков правильного произношения звука необходимость в
зрительном контроле отпадает. Дальнейшая работа ведется с опорой на слуховой и
кинестетический самоконтроль.
Целесообразно развивать у ребенка слуховой самоконтроль (привлечение внимания
ребенка к неправильному произношению звука и предлагается сравнить его с правильным).
На первых порах полезно утрированное произнесение ребенком звука. Так ему будет легче
приобрести навыки слухового контроля.
Работа по устранению недостатков в произношении того или иного звука включает
следующие этапы:

Подготовительный этап.

Постановка звука.

Автоматизация звука.
14


Дифференциация
формируемого
и
смешиваемого
звука
в
произношении.
На первом этапе готовятся органы артикуляции к постановке звука. Для этого
проводится работа по развитию артикуляционной и мелкой моторики, по формированию
фонематических процессов, по выработке направленной воздушной струи, по отработке
опорных звуков. Основным приёмом является артикуляционная гимнастика.
На втором этапе используются все возможные приёмы, чтобы добиться правильного
звучания того или иного звука: подражание артикуляции, описание правильной артикуляции
в доступной для ребёнка форме, постановку звуков с опорой на артикуляцию других,
имеющихся в речи ребёнка, звуков, использование шпателей, зондов. При постановке звуков
используется зрительно-моторно-кинестетический метод с одновременной опорой на
речеслуховой анализатор.
На третьем этапе поставленный звук вводится в слог, слово, предложение, в связную
речь. При этом отрабатываемый звук должен вводится в прямые и обратные слоги, в слоги со
стечением согласных, постепенно включаться в слова и предложения. На данном этапе
подбирается речевой материал таким образом, чтобы в предлагаемых словах, предложениях
и связных текстах не встречались другие сложные по артикуляции звуки и звуки, которые
ещё у ребёнка не поставлены.
Четвёртый этап связан с обучением ребёнка различать смешиваемые, близкие по
звучанию или произнесению звуки. Последовательность работы та же, что и при
автоматизации звука.
2.2. Условия реализации Программы
Организация коррекционной работы предусматривает создание условий для
успешной коррекции звукопроизношения у детей дошкольного возраста с учетом степени
тяжести дефекта и индивидуальных возможностей самих детей.
Предоставляет
дополнительные
образовательные
услуги
по
коррекции
звукопроизношения у детей, не посещающих группы компенсирующей направленности,
учитель-логопед.
Место проведения - кабинет дополнительного образования ДОУ, в котором созданы
специальные условия для успешной коррекционной работы с соблюдением всех норм.
Для ведения занятий нужны зеркало, набор зондов, шпатели, вата, спирт; набор
дидактического и иллюстративного материала; индивидуальные тетради для записи
домашних заданий, словари, специальная литература, протоколы речевого обследования
логопатов.
2.3. Описание образовательной деятельности (тематическое планирование):
Каждое
занятие
включает
в
себя
следующие
элементы:
1.
Разучивание
нового
артикуляционного
упражнения
2. Упражнения и задания на развитие мелкой моторики (пальчиковые игры, самомассаж
кистей и пальцев рук шишками, шариками Су-Джок, массажными ёжиками и т. д, песочная
терапия
и
др.)
3. Упражнения, направленные на формирование правильного (диафрагмального) дыхания,
фонопедическиеупражнения.
4.Физминутка
5. Дидактические игры на развитие фонематических представлений.
Календарно тематический план:
Сентябрь
1: Знакомство с органами артикуляции, с массажером , правила его
использования.
15

Цель: -познакомить с органами артикуляции, уметь удерживать открытым рот с
одновременным показом верхних и нижних зубов;
-использования Су-Джок терапии: Стимуляция высокоактивных точек соответствия
всем органам и систем, расположенных на кистях рук.
Задачи:
-Нормализовать мышечный тонус, симулировать речевые области в коре головного
мозга;
- Содействовать снижению двигательной и эмоциональной расторможенности,
нормализовать тонус;
- Совершенствовать навыки пространственной ориентации, развивать память,
внимание.
1.«Уроки маленькой Феи» 1 занятие
2.«Лягушка»;
«Окошко»
3. Использование Су-Джок терапии
4. «Кто дальше загонит мяч?»
5. Игры:«Тишина», «Чей звук», «Музыканты»
2: Закрепление знаний в упражнениях, играх.
Цель:выработать подвижность и активность губ.
- развитие длительного, плавного выдоха, активизация мышц губ.
- развивать слуховую память и слуховое внимание.
1. «Лягушка»,
«Слоник»
2. Использование
Су-Джок терапии
Массаж Су-Джок шарами
Игра "Я мячом круги катаю"
3. «Кто дальше загонит мяч?»
4. Игра «Угадай на чём играют», «Музыканты»
3.Закрепление знаний в упражнениях, играх.
Цель: выработать подвижность и активность губ, уметь удерживать открытым рот с
одновременным показом верхних и нижних зубов;
-закрепление знаний в упражнениях, играх.
-стимуляция высокоактивных точек соответствия всем органам и систем,
расположенных на кистях рук;
-развитие длительного, плавного и сильного выдоха.
-развитие слуховой памяти и общей моторики
1.«Уроки маленькой Феи» 2 занятие
2. Использование
Су-Джок терапии
Пальчиковая игра «Черепаха»
3.«Бабочка-лети»
4.« На улице»
4. Закрепление знаний в упражнениях, играх.
Цель: выработать подвижность и активность губ, уметь удерживать открытым рот с
одновременным показом верхних и нижних зубов.
-стимуляция высокоактивных точек соответствия всем органам и систем,
расположенных на кистях рук.
16

- развитие длительного, плавного и сильного выдоха.
-развитие слуховой памяти и общей моторики
1. «Уроки маленькой Феи» 2 занятие
2. Использование Су-Джок терапии Пальчиковая игра «Черепаха»
3. «Бабочки»
4.«Мишки пляшут»
Октябрь
1:Закрепление знаний в упражнениях, играх.
Цель:Вырабатывать умение, расслабив мышцы языка, удерживать его широким и
распластанным.
-стимуляция высокоактивных точек соответствия всем органам и систем,
расположенных на кистях рук.
-развитие длительного, плавного и сильного выдоха.
-развивать слуховую память и слуховое внимание.
-развитие слуховой памяти и общей моторики
1.«Месим тесто"
«Уроки маленькой Феи» 3 занятие
2. Использование Су-Джок терапии Пальчиковая игра «Ёжик»
3.«Бабочка-лети»
4. Игра «Узнай по звуку»
5. « На улице»
2.Закрепление знаний в упражнениях, играх.
Цель: продолжать формировать верхний подъем языка в форме «Чашечки»,
удерживание языка на верхней губе и выполнение облизывающего движения сверху вниз.
-стимуляция высокоактивных точек соответствия всем органам и систем,
расположенных на кистях рук.
-развитие длительного, плавного и сильного выдоха.
-развивать слуховую память и слуховое внимание.
-развитие слуховой памяти и общей моторики
1.«Вкусное варенье», «Уроки маленькой Феи» 3 занятие
2. Пальчиковая игра «Ёжик»
3. «Одуванчики»
4.Игра «Шумовые баночки»
5.«Мишки пляшут»
3. Закрепление знаний в упражнениях, играх.
Цель. Вырабатывать умение удерживать язык в спокойном, расслабленном
положение.
-подготавливать руку ребенка к письму; развить его память, внимание, зрительнопространственное восприятие, воображение, наблюдательность; способствовать развитию
речи.
- развитие длительного, плавного выдоха, активизация мышц губ.
-развивать слуховую память и слуховое внимание.
-развитие слуховой памяти и общей моторики
1. «Лопаточка» «Уроки маленькой Феи» 4 занятие
2.Игры "Пальчиковые шаги"
3. «Бабочки»
17

4.Игра «Где хлопнули?»
5. «Коляска»
4. Закрепление знаний в упражнениях, играх.
Цель: выработать нижнее положение языка для подготовки к постановке свистящих
звуков. Кончик языка упирается в нижние резцы.
Стимуляция высокоактивных точек соответствия всем органам и систем,
расположенных на кистях рук.
- развивать диафрагмальное дыхание.
-развивать слуховую память и слуховое внимание.
-развитие слуховой памяти и общей моторики
1.«Мост» «Уроки маленькой Феи» 4 занятие
2. Использование Су-Джок терапии Логосказка "Ёжик"
3. «Чей кубик подымиться выше?»
4. Игра «Где позвонили?»
5. «Качели»
Ноябрь
1.Закрепление знаний в упражнениях, играх.
Цель:Вырабатывать умение, расслабив мышцы языка, удерживать его широким и
распластанным.
-стимуляция высокоактивных точек соответствия всем органам и систем,
расположенных на кистях рук.
-развитие длительного, плавного и сильного выдоха.
-развивать слуховую память и слуховое внимание.
-развитие слуховой памяти и общей моторики
1.«Месим тесто"«Уроки маленькой Феи» 3 занятие
2. Использование Су-Джок терапии Пальчиковая игра «Ёжик»
3.«Бабочка-лети»
4. Игра «Узнай по звуку»
5. « На улице»
2.Закрепление знаний в упражнениях, играх.
Цель: продолжать формировать верхний подъем языка в форме «Чашечки»,
удерживание языка на верхней губе и выполнение облизывающего движения сверху вниз.
-стимуляция высокоактивных точек соответствия всем органам и систем,
расположенных на кистях рук.
-развитие длительного, плавного и сильного выдоха.
-развивать слуховую память и слуховое внимание.
-развитие слуховой памяти и общей моторики
1.«Вкусное варенье», «Уроки маленькой Феи» 3 занятие
2. Пальчиковая игра «Ёжик»
3. «Одуванчики»
4.Игра «Шумовые баночки»
5.«Мишки пляшут»
3. Закрепление знаний в упражнениях, играх.
Цель. Вырабатывать умение удерживать язык в спокойном, расслабленном
положение.
18

-подготавливать руку ребенка к письму; развить его память, внимание, зрительнопространственное восприятие, воображение, наблюдательность; способствовать развитию
речи.
- развитие длительного, плавного выдоха, активизация мышц губ.
-развивать слуховую память и слуховое внимание.
-развитие слуховой памяти и общей моторики
1. «Лопаточка»«Уроки маленькой Феи» 4 занятие
2.Игры "Пальчиковые шаги"
3. «Бабочки»
4.Игра «Где хлопнули?»
5. «Коляска»
4. Закрепление знаний в упражнениях, играх.
Цель: выработать нижнее положение языка для подготовки к постановке свистящих
звуков. Кончик языка упирается в нижние резцы.
Стимуляция высокоактивных точек соответствия всем органам и систем,
расположенных на кистях рук.
- развивать диафрагмальное дыхание.
-развивать слуховую память и слуховое внимание.
-развитие слуховой памяти и общей моторики
1.«Мост»«Уроки маленькой Феи» 4 занятие
2. Использование Су-Джок терапии Логосказка "Ёжик"
3. «Чей кубик подымиться выше?»
4. Игра «Где позвонили?»
5. «Качели»
Декабрь
1.Закрепление знаний в упражнениях, играх.
Цель. Вырабатывать умение, расслабив мышцы языка, удерживать его широким и
распластанным.
-стимуляция высокоактивных точек соответствия всем органам и систем,
расположенных на кистях рук.
-сформировать сильную правильно направленную воздушную струю для шипящих
звуков и звука [р].
Методические рекомендации: из положения «Вкусное варенье» сильно подуть на
кончик носа, на котором приклеена узкая полоска бумаги ( 3 x 1 см) и сдуть ее. Выполнить 2
– 3 раза. Язык на верхней губе, дуть на кончик носа.
1.«Месим тесто», «Иголочка» «Уроки маленькой Феи» 5 занятие
2. Использование Су-Джок терапии Пальчиковая игра «Игрушки»
3. «Фокус»
4. Игра «Кто быстрее?»
5. «Коляска»
2.Закрепление знаний в упражнениях, играх.
Цель: продолжать формировать верхний подъем языка в форме «Чашечки»,
удерживание языка на верхней губе и выполнение облизывающего движения сверху вниз.
-стимуляция высокоактивных точек соответствия всем органам и систем,
расположенных на кистях рук.
- чередование длительного плавного и сильного выдоха, активизация мышц губ.
-развивать слуховую память и слуховое внимание.
19

-развитие слуховой памяти и общей моторики
1.«Вкусное варенье» «Уроки маленькой Феи» 5 занятие
2. Использование Су-Джок терапии
3. «Капитаны»
4.Игра «Полянка»
5. «Качели»
3.Закрепление знаний в упражнениях, играх.
Цель: подготовить артикуляцию для шипящих звуков. Выполнение артикуляции
«Чашечка».
- развитие тактильных ощущений, мелкой моторки
- выработка плавной, непрерывной струи
1.«Лопата копает» «Уроки маленькой Феи» 6 занятие
2. Сухой бассейн
«Следопыт»
3. «Паровозик свистит»
4. Игра «Высоко-низко»
5. «Школа»
4. Закрепление знаний в упражнениях, играх.
Цель: закрепить нижнее положение языка для свистящих звуков и выработать
направленную воздушную струю по средней линии языка..
-стимуляция высокоактивных точек соответствия всем органам и систем,
расположенных на кистях рук.
-нормализовать мышечный тонус, симулировать речевые области в коре головного
мозга;
-содействовать снижению двигательной и эмоциональной расторможенности,
нормализовать тонус;
-совершенствовать навыки пространственной ориентации, развивать память,
внимание.
1.«Уроки маленькой Феи» 6 занятие
2.Массаж пальцев кистей рук эластичным кольцом. Пальчиковая игра "Раз-дватри-четыре-пять"
3. «Охотник идёт по болотам»
4. Игра «Тихо-громко»
5.»Дождик»
Январь
1.Закрепление знаний в упражнениях, играх.
Цель: укреплять мышцы языка, растягивать подъязычную связку.
-стимуляция высокоактивных точек соответствия всем органам и систем,
расположенных на кистях рук.
-выработка сильной, непрерывной струи, идущей посередине языка. Коробка из —
под конфет оборудована, как дорожки для бегунов -«фасолинок», а начинают они бег при
помощи «ветра» из трубочек для коктейлей. Победит тот, кто быстрее доведет своего бегуна
до финиша.
-развивать слуховую память и слуховое внимание.
-развитие слуховой памяти и общей моторики
20

1.«Грибок» «Уроки маленькой Феи» 7 занятие
2..Массаж пальцев эластичным кольцом.
3.«Фасолевые гонки»
4. Игра «Метель»
5. «На лошадке»
2.Закрепление знаний в упражнениях, играх.
Цель: вырабатывать подъём языка вверх и подвижность его передней части.
-стимуляция высокоактивных точек соответствия всем органам и
расположенных на кистях рук.
- развитие длительного плавного выдоха и активизация мышц губ
-развивать слуховую память и слуховое внимание.
-развитие слуховой памяти и общей моторики

систем,

1.«Индюк» «Уроки маленькой Феи» 7 занятие
2.Массаж пальцев эластичным кольцом. Пальчиковая игра "Раз-два-три-четырипять"
3. «Чья фигурка дальше улетит»
4. Игра «Дует ветер»
5.«На велосипеде»
3.Закрепление знаний в упражнениях, играх.
Цель. Выработать умение чередовать движения языка к уголкам рта: вправо – влево.
Вырабатывать умение быстро менять положение языка.
-стимуляция высокоактивных точек соответствия всем органам и систем,
расположенных на кистях рук.
- чередование длительного плавного и сильного выдоха
-развивать слуховую память и слуховое внимание.
-развитие слуховой памяти и общей моторики
Проводится матч на «футбольном поле» (коробка от конфет), «клюшки» — трубочки
для коктейля. Выигрывает тот, кто быстрее задует своих «игроков» в ворота противника.
«Игроки» (2 — 3 горошины и 2 — 3 ореха предварительно разбросаны по всему полю
1.«Часики» «Уроки маленькой Феи» 8 занятие
2.Массаж пальцев эластичным кольцом. Пальчиковая игра «Мальчик-пальчик»
3. «Горох против орехов»
4. Игра «Громко-тихо»
5.«День рождения»
Февраль
1.Закрепление знаний в упражнениях, играх.
Цель. Укреплять мышцы языка и вырабатывать подъем языка вверх.
-стимуляция высокоактивных точек соответствия всем органам и
расположенных на кистях рук.
- развитие длительного плавного и сильного выдоха;
-развивать умение менять высоту голоса.
-развитие слуховой памяти и общей моторики
Под воздействием выдыхаемого воздуха раскручивается бумажный язычок.
1.«Лошадка» «Уроки маленькой Феи» 8 занятие
2.Пальчиковая игра «Пальчики»
3. «Новогодние трубочки — шутки»
4. Игра «Три медведя»

систем,

21

5. «Марш медвежонка»
2.Закрепление знаний в упражнениях, играх.
Цель: способствовать расслаблению мышц языка.
-стимуляция высокоактивных точек соответствия всем органам
расположенных на кистях рук.
- учить чередованию е сильного и длительного плавного выдоха.
-учить различать высоту голоса
-развитие слуховой памяти и общей моторики

и

систем,

3.Закрепление знаний в упражнениях, играх.
Цель. Продолжать выработать умение чередовать движения языка к уголкам рта:
вправо – влево.
- Стимуляция высокоактивных точек соответствия всем органам и систем,
расположенных на кистях рук.
-развитие длительного плавного выдоха; активизация губных мышц.
-развивать слуховую память и слуховое внимание.
-развитие слуховой памяти и общей моторики
1.«Наказать непослушный язычок» «Уроки маленькой Феи» 9 занятие
2. Пальчиковая игра «Семья»
3. «Кораблик»
4. Игра «Близко-далеко»
5. «Пальчики»
1.«Часики» «Уроки маленькой Феи» 9 занятие
2. Пальчиковая игра «Родные братья»"
3. «Вертушка»
4.Игра «правильно-неправильно»
5. «Тихо куколка»
4.Закрепление знаний в упражнениях, играх.
Цель: учить детей выполнять упражнения артикуляционной гимнастики, добиться
ритмичного, точного переключения с одной артикуляции на другую
- Стимуляция высокоактивных точек соответствия всем органам и систем,
расположенных на кистях рук.
- развитие длительного плавного выдоха;
-развивать слуховую память и слуховое внимание
- развивать координацию речи и движений
1.Чередование «Слоник - лягушка» «Как язычок пил чай с друзьями»
(Н.В.Рыжова)
2.Пальчиковая игра «Родные братья»"
3. «Мыльный пузырь»
4. Игра «Слушай и выбирай»
5. «Куколка»
Март
1.Закрепление знаний в упражнениях, играх.
Цель: учить детей выполнять упражнения артикуляционной гимнастики, добиться
ритмичного, точного переключения с одной артикуляции на другую.
- Стимуляция высокоактивных точек соответствия всем органам и систем,
расположенных на кистях рук.
- развитие длительного плавного выдоха;
22

-развивать слуховую память и слуховое внимание.
- развивать координацию речи и движений
1.«Как язычок отметил день рождения» (Н.В.Рыжова)
2.Пальчиковая игра «Семья»
3. «Забей гол в ворота»»
4. Игра «Слушай и выбирай
5. «Солнышко»
2.Закрепление знаний в упражнениях, играх.
Цель: учить детей выполнять упражнения артикуляционной гимнастики, добиться
ритмичного, точного переключения с одной артикуляции на другую.
- Стимуляция биологически активных зон.
Инструкция: «Улыбнись. Покажи зубы. Приоткрой рот. Приподними язык вверх.
Подуй на язык. Сдуй снежинки с горки».
-развивать слуховую память и слуховое внимание.
- развивать координацию речи и движений
1.«Как язычок ходил в гости к белочке» (Н.В.Рыжова)
2. Использование Су-Джоктерапии.Упражнение «Утюг» - самомассаж кистей
рук (прямолинейное растирание тыльной стороны ладоней кулачком противоположной
руки).
3. «Горка»
4.Игра «Какое слово отличается?»
5.«Марш медвежонка»
3.Закрепление знаний в упражнениях, играх.
Цель:учить детей выполнять упражнения артикуляционной гимнастики, добиваться
ритмичного, точного переключения с одной артикуляции на другую,растянуть подъязычную
связку для звуков [ р ], [ л ]
- Стимуляция биологически активных зон
- формирование плавного длительного выдоха; активизация губных мышц.
-развивать слуховую память и слуховое внимание.
-развивать координацию речи и движений
1. «Как язычок варил грибной суп»
2.Использование Су-Джоктерапии.Упражнение «Утюг» - самомассаж кистей рук
(прямолинейное растирание тыльной стороны ладоней кулачком противоположной
руки). Пальчиковая игра "Черепаха"
3. «Снег идёт»
4.Игра «Одинаковые или разные?
5. «Пальчики»
4.Закрепление знаний в упражнениях, играх.
Цель:: учить детей выполнять упражнения артикуляционной гимнастики, добиваться
ритмичного, точного переключения с одной артикуляции на другую, растянуть подъязычную
связку для звуков, подготовка верхнего подъема языка для звуков [р], [л]
-Стимуляция биологически активных зон
- развитие длительного плавного выдоха; активизация губных мышц.
-развивать слуховую память и слуховое внимание.
-развивать координацию речи и движений
1. «Как язычок навещал любимых питомцев»
2."Игры с прищепками"
3. «Вертушка»
23

4.Игра «Похлопаем»
5. «Садовники»
Апрель
1.Закрепление знаний в упражнениях, играх.
Цель:учить детей выполнять упражнения артикуляционной гимнастики, добиваться
ритмичного, точного переключения с одной артикуляции на другую.
-развиватьмелкую моторику кистей и пальцев рук.
-развитие сильного плавного выдоха; активизация губных мышц, развитие сильного
ротового выдоха; обучение умению дуть через трубочку; активизация губных мышц.
-развивать слуховую память и слуховое внимание.
-развивать координацию речи и движений
1.«Как Мишка искал мед»
2."Игры с прищепками"
3. «Песня ветра», «Бульки»
4.Игра «Что лишнее?»
5. «Мячик»
2.Закрепление знаний в упражнениях, играх.
Цель: учить детей выполнять упражнения артикуляционной гимнастики, добиваться
ритмичного, точного переключения с одной артикуляции на другую.
-Стимуляция биологически активных зон
- развитие длительного плавного выдоха; активизация губных мышц.
-развивать слуховую память и слуховое внимание.
-развивать координацию речи и движений
1. «Как язычок гулял в лесу»
2.Упражнение «Дрель» для самомассажа кистей рук (вращательное движение
указательным пальцем в центре ладони противоположной руки).
3.«Катись карандаш»
4.Игра «Инопланетянин»
5. «Кот и мыши»
3.Закрепление знаний в упражнениях, играх.
Цель: учить детей выполнять упражнения артикуляционной гимнастики, добиваться
ритмичного, точного переключения с одной артикуляции на другую.
-развивать мелкую моторику кистей и пальцев рук.
- развитие сильного плавного направленного выдоха; активизация губных мышц.
-развивать слуховую память и слуховое внимание.
-развивать координацию речи и движений
1. «Как язычок катался на велосипеде» «Пароход гудит»
2."Игры с прищепками"
3.«Весёлые шарики»
4. Игра «Отстукивание слогов»
5. «Крокодил»
4.Закрепление знаний в упражнениях, играх.
Цель: учить детей выполнять упражнения артикуляционной гимнастики, добиваться
ритмичного, точного переключения с одной артикуляции на другую.
-развивать мелкую моторику рук, соблюдать правила игры.
- развитие сильного плавного ротового выдоха; активизация губных мышц.
-развивать слуховую память и слуховое внимание.
-развивать координацию речи и движений
24

1.«Как язычок строил дом»
2.Упражнение «Клещи» для самомассажа кистей рук (щипкообразные движения
по тыльной стороне пальцев большим и указательным пальцами противоположной
руки).
3.«Воздушные шарики»
4. Игра «Доскажи словечко»
5. «Спать пора»
Май
1.Закрепление знаний в упражнениях, играх.
Цель:учить детей выполнять упражнения артикуляционной гимнастики, добиваться
ритмичного, точного переключения с одной артикуляции на другую.
-развиватьмелкую моторику кистей и пальцев рук.
-развитие сильного плавного выдоха; активизация губных мышц, развитие сильного
ротового выдоха; обучение умению дуть через трубочку; активизация губных мышц.
-развивать слуховую память и слуховое внимание.
-развивать координацию речи и движений
1.«Как Мишка искал мед»
2."Игры с прищепками"
3. «Песня ветра», «Бульки»
4.Игра «Что лишнее?»
5. «Мячик»
2.Закрепление знаний в упражнениях, играх.
Цель: учить детей выполнять упражнения артикуляционной гимнастики, добиваться
ритмичного, точного переключения с одной артикуляции на другую.
-Стимуляция биологически активных зон
- развитие длительного плавного выдоха; активизация губных мышц.
-развивать слуховую память и слуховое внимание.
-развивать координацию речи и движений
1. «Как язычок гулял в лесу»
2.Упражнение «Дрель» для самомассажа кистей рук (вращательное движение
указательным пальцем в центре ладони противоположной руки).
3.«Катись карандаш»
4.Игра «Инопланетянин»
5. «Кот и мыши»
3.Закрепление знаний в упражнениях, играх.
Цель: учить детей выполнять упражнения артикуляционной гимнастики, добиваться
ритмичного, точного переключения с одной артикуляции на другую.
-развивать мелкую моторику кистей и пальцев рук.
- развитие сильного плавного направленного выдоха; активизация губных мышц.
-развивать слуховую память и слуховое внимание.
-развивать координацию речи и движений
1. «Как язычок катался на велосипеде»
«Пароход гудит»
2."Игры с прищепками"
3.«Весёлые шарики»
4.Игра «Отстукивание слогов»
5. «Крокодил»
4.Закрепление знаний в упражнениях, играх.
25

Цель: учить детей выполнять упражнения артикуляционной гимнастики, добиваться
ритмичного, точного переключения с одной артикуляции на другую.
-развивать мелкую моторику рук, соблюдать правила игры.
- развитие сильного плавного ротового выдоха; активизация губных мышц.
-развивать слуховую память и слуховое внимание.
-развивать координацию речи и движений
1.«Как язычок строил дом»
2.Упражнение «Клещи» для самомассажа кистей рук (щипкообразные движения
по тыльной стороне пальцев большим и указательным пальцами противоположной
руки).
3.«Воздушные шарики»
4. Игра «Доскажи словечко»
5. «Спать пора»
Ожидаемые результаты: В конце цикла занятий у детей должна выработаться
четкая, точная, координированная работа артикуляционного аппарата (губ, языка, нижней
челюсти, мягкого нёба).
2.4.Особенности взаимодействия с семьями воспитанников
После проведения логопедического обследования логопед предоставляет родителям
(или лицам, их заменяющим) полную и подробную информацию о речевых и неречевых
нарушениях, выявленных у ребёнка. Далее учитель – логопед подробно разъясняет
индивидуальную коррекционно-развивающую программу, предназначенную для занятий с
ребёнком и делает акцент на необходимости совместной, согласованной работы педагогов
детского сада и родителей. Программа предусматривает: - активное участие во всех
мероприятиях, проводимых для родителей в детском саду (открытые занятия, обучающие
занятия – практикумы, подгрупповые и индивидуальные консультации, праздники, в том
числе логопедические, родительские собрания и т.д.); - помощь ребёнку в выполнении
заданий, в оформлении логопедической тетради, дидактического материала для занятий
дома; - игры и упражнения на развитие артикуляционной моторики ребенка,
систематические занятия с ребёнком дома по закреплению изученного на логопедических
занятиях материала, по автоматизации поставленных звуков и введению их в речь; - создание
положительного эмоционального настроя на логопедические занятия, формирование
интереса ребёнка к собственной речи и желания научиться говорить правильно. В работе с
детьми опираемся на методологические подходы развивающего обучения: - необычное
начало занятия; - присутствие на занятии “духа открытия”; - удержание взрослым паузы для
“включения” мыслительных процессов детей; - предусмотренность при подготовке к
проведению занятия вариативности ответов детей; - не оставление без внимания ни одного
ответа; - развитие речи в любых формах деятельности; - учёт возможностей и терпимое
отношение к затруднениям детей; - обучение видению многовариативности выполнения
задания; - поддержка у детей ощущения успешности.
3.Организационный раздел программы
3.1.Особенности организации образовательного процесса
Срок реализации: 1 учебный год.
Организация комплектования и коррекционной работы дополнительной
образовательной программы «Занятия с логопедом»
Зачисление воспитанников, имеющих нарушения в развитии устной речи,
осуществляется на основе обследования речи дошкольников детского учреждения.
Обследование речи воспитанников проводится учителем-логопедом (по согласованию с
педагогами группы) на начало учебного года («Экран звукопроизношения»).
На основе выявленных недостатков в развитии устной речи составляется график
индивидуальных и подгрупповых коррекционных занятий и их комплектование.
26

Для подгрупповых занятий объединяются дети одной возрастной группы, имеющие
сходные по характеру и степени выраженности речевые нарушения.
Основанием для проведения платной услуги, является заключение договора
родителя (законного представителя) с детским учреждением.
В первую очередь
коррекционные работы проводятся с воспитанниками старшего дошкольного возраста,
имеющие нарушения в развитии устной речи, препятствующие их успешному освоению
образовательной программы дошкольного образования.
Занятия проводятся 2 раза в неделю, продолжительностью 25-30 минут в первую
половину дня, что соответствует возрастным, психологическим и физическим возможностям
старшего дошкольника. Общее количество занятий в месяц составит 8 занятий.
Коррекционная работа
проводится с учетом режима работы дошкольного
учреждения во время любой деятельности детей: игровой, коммуникативной, трудовой,
познавательно-исследовательской, продуктивной, музыкально-художественной, чтения.
Структура индивидуального и подгруппового занятия
Структура индивидуального и подгруппового занятия подбирается на основе
составленного индивидуального плана коррекционной работы, составленного в результате
логопедического обследования.
Основными структурными компонентами коррекционного занятия по формированию
правильного произношения являются:
1. Организационный момент с элементами психотерапии.
2. Артикуляционная гимнастика:

общие артикуляционные упражнения;

специальные артикуляционные движения;

упражнения на развитие силы голоса и воздушной струи.
3.
Анализ артикуляции по плану.
4.
Постановка звука
5.
Закрепление изолированного звука (индивидуальное и хоровое
проговаривание, игры на звукоподражание).
6.
Развитие фонематического слуха:

опознание звука из ряда изолированных, отличных по
артикуляционным и акустическим признакам;

опознание из слогов;

опознание из слов.
8.
Закрепление звука в слогах.
9.
Закрепление в словах.
10.
Закрепление в предложениях.
11.
Домашнее задание.
12.
Итог занятия.
Участники коррекционной работы
Учитель-логопед (по согласованию):
- Проводит обследование речевого развития детей дошкольного учреждения,
подготавливает список воспитанников, зачисленных на платные услуги «Занятия с
логопедом» на учебный год, в соответствии с предельной наполняемостью.
- Планирует, проводит коррекционную работу с воспитанниками по исправлению
нарушений в развитии устной речи.
- Самостоятельно отбирает методы и приёмы коррекционной работы. Составляет
индивидуально ориентированные коррекционные мероприятия, обеспечивающие
удовлетворение особых образовательных потребностей детей, имеющих нарушения в
развитии устной речи, их дальнейшую интеграцию.
27

- Осуществляет отслеживание динамики устранения речевых нарушений
воспитанников. Корректирует содержание коррекционной работы, методы, приемы
логопедической помощи.
Оказывает
консультативную
помощь
педагогическими
работниками,
взаимодействует с родителями (законными представителями) по преодолению речевых
нарушений воспитанников, информирует о ходе коррекционной работы, дает необходимые
рекомендации.
- Осуществляет связь со специалистами учреждений здравоохранения, городской
психолого-медико-педагогической комиссии.
- Ведёт необходимую документацию по планированию, проведению коррекционной
работы.
- Предоставляет ежегодный отчет о результативности проведенной коррекционной
работы.
Заведующий учреждения:
Обеспечивает условия:
–
направленные на коррекцию речевого развития воспитанников и достижения
воспитанниками,
имеющими
нарушения
речи,
уровня
речевого
развития,
соответствующего возрастной норме;
–
направленные на профилактику нарушений в развитии устной и письменной
речи воспитанников дошкольного возраста.
Осуществляет контроль за оказанием квалифицированной коррекционной помощи
дополнительной платной услуги «Занятия с логопедом».
Методист:
- Обеспечивает повышение профессиональной компетентности педагогических
работников учреждения, педагогической компетентности родителей (законных
представителей) в вопросах развития и воспитания детей дошкольного возраста.
- Обеспечивает взаимодействие в разработке и реализации коррекционных
мероприятий педагогических, медицинских работников учреждения и других организаций,
специализирующихся в области оказания поддержки детям, имеющим нарушения речи.
- Организует проведение мониторинга усвоения содержания образовательной
области «Речевое развитие» образовательной программы дошкольного образования,
коррекционной работы с воспитанниками группы, зачисленными на дополнительные
платные услуги. Осуществляет анализ мониторинга и результативность коррекционной
работы.
Контролирует:
– применение педагогических технологий, обеспечивающих коррекцию и
компенсацию отклонений в речевом развитии детей;
– соблюдение требований к максимально допустимому объему недельной
образовательной нагрузки;
– динамику устранения речевых нарушений воспитанников, зачисленных на
платные услуги.
Родители (законные представители):
- Создают в семье условия благоприятные для общего и речевого развития ребенка.
- Взаимодействуют с педагогическими работниками по преодолению речевых
нарушений ребенка.
- Родитель (законный представитель) производит своевременный расчет за оказанную
услугу согласно табеля посещаемости через кассу АТБ по квитанции детского сада.
Документация
1. Экран звукопроизношения детей зачисленных на дополнительную платную
услугу «Занятия с логопедом».
28

2. Список воспитанников, посещающих дополнительную платную услугу «Занятия с
логопедом» (Приложение 1).
3. Расписание индивидуальных и подгрупповых занятий, с воспитанниками,
посещающие дополнительную платную услугу «Занятия с логопедом».
4. Табель посещаемости индивидуальных и подгрупповых занятий, с
воспитанниками, посещающих дополнительную платную услугу «Занятия с логопедом»
(Приложение 3).
5. Индивидуальные маршруты сопровождения на каждого ребенка, посещающих
дополнительную платную услугу «Занятия с логопедом» (Приложение 4).
6. Календарный план подгрупповых занятий с воспитанниками, посещающих
дополнительную платную услугу «Занятия с логопедом», который ведется в процессе
проведения коррекционной работы.
7. Отчет о мониторинге речевого развития воспитанников, посещающих
дополнительную платную услугу «Занятия с логопедом» (сентябрь, январь, май).
8. Отчет о результативности коррекционной работы с воспитанниками, посещающих
дополнительную платную услугу «Занятия с логопедом».
9. Индивидуальные тетради детей.
3.2. Обеспечение методическими материалами
1.
Коноваленко В.В., Коноваленко С.В. «Индивидуально-подгрупповая работа по
коррекции звукопроизношения». М., 1999.
2.
Кузнецова Е.В. «Развитие и коррекция речи детей 5-6 лет». М., 2004.
3.
Филичева Т.Б., Чиркина Г.В. «Устранение ОНР у детей дошкольного
возраста». М., 2004.
4.
Епифанова О.В. «Автоматизация и дифференциация звуков» Упражнения,
задания, игры для детей 6-9 лет. Волгоград, 2013.
5.
Лопатина Л.В., Серебрякова Н.В. «Преодоление речевых нарушений у
дошкольников». С-П., 2001.
6.
Кондратенко И.Ю. «Выявление и преодоление речевых нарушений в
дошкольном возрасте». М., 2005.
7.
Дедюхина Г.В. «Работа над ритмом в логопедической практике». М., 2006.
8.
Крупенчук О.И., Воробьёва Т.А. «Исправляем произношение. Комплексная
методика коррекции артикуляционных расстройств». С-П.. 2007.
9.
Козырева О.А., Дубенко Н.Б. «Формирование лексико-грамматических средств
языка и развитие связной речи». М., 2005.
10.
Куликовская Т.А. «Артикуляционная гимнастика в стихах и картинках». М.,
2014.
11.
Акименко В.М. «Новые логопедические технологии». Ростов-на-Дону, 2008.
12.
Нищева Н.В. «Конспекты подгрупповых логопедических занятий»
Издательство «Детство пресс», 2017.
13.
Бардышева Т.Ю. , Моносова Е.Н. «Конспекты логопедических занятий в
детском саду» Москва «Скрипсторий 2003» 2017.

29


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных (согласие). Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

ВНИМАНИЕ!

Срок действия лицензии на использования программного обеспечения окончен 31.10.2023.
Для получения информации с сайта свяжитесь с Администрацией образовательной организации по телефону 8 (3537)27-14-38, 28-21-50, 28-91-38

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».