программа АЗБУКА ОБЩЕНИЯ

1

Содержание
Разделы программы
1.Целевой раздел программы
1.1. Пояснительная записка
1.1.1. Цели и задачи реализации программы
1.1.2. Принципы и подходы к формированию Программы.
1.1.3. Планируемые результаты освоения Программы.
2.Содержательный раздел Программы.
2.1.Описание вариативных форм, способов, методов и средств реализации
Программы
2.2. Описание образовательной деятельности в соответствии с направлениями
развития ребенка.
2.3. Возрастные особенности усвоения программного материала.
2.4. Особенности взаимодействия педагога с семьями воспитанников
3.Организационный раздел программы
3.1. Материально-техническое обеспечение
3.2. Методическое обеспечение программы
3.3. Особенности традиционных событий, праздников, мероприятий
3.4. Особенности организации развивающей предметно-пространственной
среды

стр.
3
4
5
6

7
8
10
11
12
12
14
14

2

1.Целевой раздел Программы.
1.1. Пояснительная записка.
Дополнительная общеразвивающая программа углубленного обучения по курсу
«Азбука общения» (далее Программа) обеспечивает познавательной и социально коммуникативное развитие ребенка через освоение им углубленного обучения по
предмету «Азбука общения».
Программа разрабатывалась в соответствии с Федеральным законом от
29.12.2012г №273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации», Приказом
Министерства просвещения Российской Федерации от 09 ноября 2018 г № 196 «Об
утверждении порядка организации и осуществления образовательной деятельности по
дополнительным общеобразовательным программам».
Актуальность программы «Азбука общения» заключается в решении проблемы
несформированности социальной и коммуникативной культуры учащихся, адаптации детей
старшего дошкольного возраста к коллективной образовательной деятельности. В процессе
реализации программы осуществляется эмоционально - личностная, коммуникативная
подготовка к школе. Коммуникативный компонент является базовым в становлении
личности дошкольника; он начинает овладевать речью как средством общения. Важнейшую
роль в становлении личности дошкольника является эмоциональное развитие, которое во
многом обуславливает его интеллектуальное и физическое развитие. Умение
взаимодействовать и сотрудничать со сверстниками и взрослыми, относиться к другому как
к ценности — качества, которые обеспечивают социализацию ребёнка и адаптацию к
будущей школьной среде. В процессе реализации программы, уделяется особое внимание
формированию личностных качеств детей, их чувствам, эмоциям.
Отличительные особенности программы Программу «Азбука общения» отличает то,
что она строится с учетом возрастных особенностей всех когнитивных процессов детей
дошкольного возраста и на основе дифференцированного и личностно-ориентированного
подхода. Программа «Азбука общения» ориентирована на гуманистические ценности,
партнерское взаимодействие с детьми 4-7 лет, на создание условий для развития личности
ребенка, его свободного творческого самовыражения, на развитие навыков межличностного
взаимодействия детей со сверстниками и взрослыми.
Программа «Азбука общения» не только поможет детям овладеть средствами
коммуникации, но и убедит их в том, что между мыслями, чувствами и поведением в
процессе общения существует тесная связь и что эмоциональные проблемы связаны не
только с определенными ситуациями, но и с их неверными восприятием и пониманием.
Общение - основное условие развития ребенка, важнейший фактор
формирования личности, один из главных видов деятельности человека, устремленный
на познание и оценку самого себя через посредство других людей.
Под общением понимается взаимодействие людей, направленное на согласование
и объединение усилий с целью достижения общего результата (М.И. Лисина). С первых
дней жизни ребенка общение является одним из важнейших факторов его психического
развития. В дошкольном возрасте последовательно сменяют друг друга четыре формы
общения ребенка со взрослыми: ситуативно-личностное, ситуативно-деловое,
внеситуативно-познавательное и внеситуативно-личностное (М.И.Лисина). Изменяется
содержание общения, его мотивы, коммуникативные умения и навыки, формируется
один из компонентов обеспечивающий равные стартовые возможности для обучения
детей в общеобразовательных учреждениях - коммуникативный. Ребенок избирательно
относится ко взрослым, постепенно начиная осознавать свои отношения с ними: как они
к нему относятся и что от него ждут, как он к ним относится и что от них ожидает.
Нормы поведения, усвоенные ребенком в семье, отражаются на процессе его общения со
сверстниками. В свою очередь многие качества, приобретенные ребенком в детском
коллективе, привносятся в семью.
3

Интерес к сверстнику проявляется несколько позднее, чем интерес к взрослому.
Общение ребенка со сверстниками складывается в различных объединениях. На развитие
контактов с другими детьми влияет характер деятельности и наличие у ребенка умений
для ее выполнения.
Группа детского сада - это первое социальное объединение детей, в котором они
занимают различное положение. В дошкольном возрасте проявляются различные
взаимоотношения- дружеские и конфликтные, выделяются дети, испытывающие
трудности в общении. С возрастом изменяется отношение дошкольников к сверстникам,
которых они оценивают не только по деловым качествам, но и по личностным, прежде
всего нравственным. Это обусловлено развитием представлений детей о нормах морали,
углублением в понимание содержания нравственных качеств.
Отношения ребенка с детьми также во многом определяются характером общения
дошкольника с воспитателем детского сада, окружающими его взрослыми. Сти ль
общения педагога с детьми, его ценностные установки отражаются в отношениях детей
между собой, в психологическом микроклимате группы. Важное содействие на развитие
ребенка оказывает успешность эволюции его отношений со сверстниками. Таким
образом, существует единая система формирования коммуникативной функции ребенка,
развития его личности.
Общение осуществляется с помощью различных коммуникативных средств.
Важную роль при этом играет умение внешне выражать свои внутренние эмоции и
правильно понимать эмоциональное состояние собеседника.
Вскрытие противоречий в развитии общения, предупреждение различных
отклонений в развитии личности ребенка возможно за счет своевременного выявления и
учета особенностей его взаимоотношений со сверстниками и взрослыми. Это
предусматривает учет характерных форм поведения ребенка в разных ситуациях, знание
трудностей, возникающих в межличностном общении.
1.1.1. Цель и задачи реализации Программы.
Цель: Формирование у детей 4-7 лет социальных контактов и развитие
способности к совместным действиям в быту и игровой деятельности.
Задачи:
- Обучение детей пониманию себя и умению «быть в мире с собой».
- Воспитание интереса к окружающим людям, развитие чувства понимания и
потребности в общении, развитие у детей навыков общения в различных жизненных
ситуациях со сверстниками, педагогами, родителями и другими окружающими людьми с
ориентацией на метод сопереживания.
- Формирование у детей умений и навыков практического владения выразительными
движениями (мимикой, жестами, пантомимикой) — средствами человеческого общения.
- Развитие адекватной оценочной деятельности, направленной на анализ собственного
поведения и поступков окружающих людей.
- Развитие самоконтроля в отношении проявления своего эмоционального состояния
в ходе общения. Формирование доверия к собеседнику.
- Выработка у детей положительных черт характера, способствующих лучшему
взаимопониманию в процессе общения.
- Развитие творческих способностей и воображения в процессе игрового общения.
- Обучение детей речевым средствам общения.
- Коррекция у детей нежелательных черт характера и поведения.

4

1.1.2. Принципы и подходы к формированию Программы.
Программа разрабатывается на основании ФГОС ДО. Реализует технологию развития
личности ребенка, навыков общения со взрослыми и сверстниками. Л.М.Щипицина (1996),
содействует обеспечению равных стартовых возможностей для обучения детей в
общеобразовательных учреждениях.
В соответствии с ФГОС ДО Программа опирается на научные принципы ее
построения:
1.Развивающего образования, целью которого является развитие ребенка.
2.Гуманизации, что означает признание уникальности и неповторимости личности
каждого ребенка, признание неограниченных возможностей развития личного потенциала
каждого ребенка.
3.Дифференциации и индивидуализации воспитания и обучения, что обеспечивает
развитие ребенка в соответствии с его склонностями, интересами и возможностями.
4.Непрерывности образования, т.е. связь всех ступенек дошкольного образования,
включая младший, средний и старший дошкольный возраст
5.Системности, все компоненты взаимосвязаны и взаимозависимы.
Содержание Программы опирается на следующие положения:
«Азбука общения»- это практический курс обучения основам коммуникации детей
дошкольного возраста. В качестве основного метода программы является метод теории
развивающего обучения - метод сопереживания ситуации.
Цель проведения занятий - создание игровой ситуации, стимулирующей активность
детей, побуждающих их к сближению друг с другом, с окружающими взрослыми. Мысли и
чувства ребенка неразрывно связаны, они влияют на его Поведение. Поэтому если взрослые
хотят установить с детьми хорошие отношения, то должны знать, что только понимание
чувств и мыслей, умение сопереживать детям во всех их радостях и огорчениях, постигать их
мысли и стимулировать их творческие порывы могут обеспечить успех.
Чувства рассматриваются как эмоциональные реакции на ситуацию, мысли как
идеи, возникающие в ответ на полученную информацию, поведение как то, что человек
делает в соответствии с чувствами и мыслями в конкретных условиях, ситуациях.
С точки зрения известного американского ученого Эрика Эриксона, наиболее
важными из всех чувств, которые формируются у малыша, являются чувства безопасности и
доверия к окружающему миру — к людям и всевозможным предметам и явлениям. От того, в
каких условиях происходит этот процесс, успешен он или неудачен, зависит дальнейшее
становление личности ребенка, ибо указанные чувства составляют основу детского
самоощущения и самочувствия.
Формирование чувства доверия и безопасности происходит у малышей тем
успешнее, чем внимательнее и доброжелательнее относятся к нему взрослые. Педагоги,
любящие родители, бабушки и дедушки, старшие братья и сестры должны лучше понимать
ребенка и стараться удовлетворить его жизненно важные потребности. Если ребенок не
ощущает чуткости и любви со стороны окружающих, то у него возникает недоверчивое
отношение к миру, а возможно, и ощущение страха, которые могут остаться на всю жизнь.
Именно поэтому в процессе развития коммуникативных навыков большое внимание
уделяется формированию личностных качеств детей, их чувствам, эмоциям.
Правомерность данного подхода опирается на положение о том, что когда люди счастливы
и находятся в мире с самими собой, они переносят эти чувства на взаимоотношения с
окружающими. Не испытывая же мира в себе, люди не могут способствовать развитию
мирных отношений с окружающими.
«Азбука общения» не только поможет детям овладеть средствами коммуникации, но
и убедит их в том, что между мыслями, чувствами и поведением в процессе общения
существует тесная связь и что эмоциональные проблемы связаны не только с
определенными ситуациями, но и с их неверным восприятием и пониманием.
5

1.1.3. Планируемые результаты освоения Программы.
Средняя группа
Знать:
Имена всех детей в
группе
Для чего нужны глаза,
уши, нос, руки в
процессе познания
окружающего мира и
общения;
Чем отличаются
мальчики и девочки по
манере держаться и
внешности;
Названия базовых
эмоций(радость,
удивление, страх, гнев,
горе, интерес);
Отличия человека от
животного;
Как можно выражать
свою любовь к маме и
радовать членов своей
семьи добрыми делами и
хорошими поступками;
Состав своей семьи
Уметь:
Отмечать свои
индивидуальные
особенности(внешность,
лицо, походка, пол) и
свои отличия от других
детей;
Опознавать с помощью
органов чувств хорошее
и плохое настроение
окружающих;
Правильно выражать
свои эмоциональные
реакции, мысли, чувства;
Оказывать помощь друг
другу в игре и
совместной
деятельности; делиться с
друзьями сладостями и
игрушками;
Различать эмоции по
схемам-пиктограммам;
Передавать заданное
эмоциональное состояние
пи помощи мимики,

Старшая группа
Знать:
Как можно объяснить имена
некоторых сказочных
персонажей;
Различия между
мальчиками и девочками в
основных чертах характера
и поведении;
О существовании
индивидуальных
особенностей своих
сверстников;
Важность различия
профессий(на примере
родителей);
Какие достоинства
собственного поведения
помогают при общении с
окружающими и какие
недостатки этому общению
мешают
Уметь:
Осознавать свое тело и его
специфические
особенности;
Понимать и описывать свои
желания и чувства;
Осознавать свои
физические и
эмоциональные ощущения;
Различать определенные
эмоциональные состояния
взрослых и детей по
особенностям жестов,
мимики, движений;
Воспроизводить
выразительные позы и
движения;
Сравнивать эмоции;
Контролировать свои
эмоциональные реакции;
Подражать характерным
движениям, позе,
эмоциональным реакциям
животных и видеть их
аналогии в человеческом
поведении;
Оценивать поступки и
видеть достоинства и

Подготовительная группа
Знать:
Что означают их имена;
Что такое мужественность и
женственность, понимать
особенности общения с
партнерами противоположного
пола;
Об относительности в оценке
чувств;
О связи и взаимозависимости
человека и животного;
Какие существуют
особенности общения разных
животных между собой;
Историю собственной семьи
Уметь:
Понимать свою
индивидуальность, свой
внешний и внутренний мир;
Устанавливать и поддерживать
контакты, сотрудничать и
решать конфликтные
ситуации, находить
компромиссные решения;
Выражать свои чувства и
распознавать чувства другого
человека, через мимику,
жесты, движения, интонацию;
Понимать своего собеседника
по выражению его лица, позе,
эмоциям, жестам;
Рисовать пиктограммы,
обозначающие различные
эмоции;
Переносить доброту, чуткость,
бескорыстие из мира
животных в общение с
людьми;
Принимать гостей у себя дома;
Общаться не смотря на
разницу желаний и
возможностей, высказывать
свое мнение о друзьях,
замечая их хорошие и плохие
поступки;
Оказывать помощь другим
детям в трудной ситуации;
Рисовать свое генеалогическое
древо
6

пантомимики,
интонации;
Наблюдать за
животными, изображать
их голоса, характерные
движения, настроения;
Употреблять в речи
«волшебные»
слова(спасибо,
пожалуйста, извините и
т.д.);
Правильно определять
свою роль в семье

недостатки собственного
поведения окружающих
взрослых в быту;
Уступать друг другу в
конфликтных ситуациях;
Останавливать другого
ребенка, если он делает чтото плохое;
Вести доброжелательный
диалог, используя
различные средства
выразительности;
Выражать благодарность за
проявление к ним внимания
и доброты

2.Содержательный раздел Программы.
2.1. Описание вариативных форм, способов, методов и средств реализации
Программы:
1. Непосредственно образовательная деятельность
2. Совместная деятельность педагога с детьми.
3. Самостоятельная деятельность детей
4. Совместная деятельность с семьей, педагогами
группы.

Индивидуальные,
подгрупповые
Психоразвивающие
игры.
Подвижные игры.
Упражнения
(подражательноисполнительского и
творческого
характера).
Этюды.
Импровизации.
Рассматривание
рисунков и
фотографий.
Моделирование и
анализ заданных

Групповые,
подгрупповые,
индивидуальные
Игры:
Ролевые,
театрализованные,
дидактические,
коммуникативные,
эмоциональносимволические,
психогимнастические,
сказкотерапевтические,
сенсорные,
игры с песком,
игры с водой,
релаксационные,
настольно-печатные,
строительные,

Игровая терапия.
Сказкотерапия
(куклотерапия).
Арт-терапия.
Психологический тренинг.
Психолого-педагогическая
поддержка детей «группы
риска».
Индивидуальные

Игры:
Дидактические,
настольно-печатные,
с песком.
Самостоятельная
изобразительная
деятельность.
Рассматривание
книг, альбомов,
иллюстраций.

Групповые,
подгрупповые,
индивидуальные
Создание
соответствующей
предметноразвивающей
среды.
Проектная
деятельность.

7

ситуаций.
Свободное и
тематическое
рисование.
Конструирование
Чтение
художественных
произведений.
Рассказ педагога и
рассказы детей.
Сочинение историй.
Беседы.
Мини-конкурсы,
игры-соревнования.

подвижные.
Наблюдения:
Целевые,
долгосрочные,
краткосрочные.
Продуктивные:
Коллаж, фотовыставки,
вернисаж.
Беседы.
Опытноэкспериментальная
деятельность.
Работа с родителями:
Консультации,
семинары, беседы,
семинар-практикум,
круглый стол,
родительский клуб,
выставки.
Мастер-классы,
организация открытых
просмотров, праздники

2.2.Описание образовательной деятельности в соответствии с направлениями развития
ребенка.
Программа «Азбука общения» построена по учебному плану и рассчитана на 1 год
обучения для каждой возрастной группы и работу с детьми от 4 до 7 лет. Программа
предполагает проведение занятий с обучающимися 2 раза в неделю. Продолжительность
занятий:
-в средней группе-20 мин
-в старшей-25 мин.
-в подготовительной-30 мин.
Структура программы:
Программа включает в себя 9 основных разделов, направленных на формирование у
детей навыков общения:
Раздел 1-Мир познания (единство с природой).
Раздел 2-Языки общения (навыки общения с внешним миром).
Раздел 3-Тайно моего Я (формирование собственного Я).
Раздел 4-Этот странный взрослый мир (формирование потребности общения со
взрослыми).
Раздел 5 – Как мы видим друг друга формирование потребности в общении со
сверстниками).
Раздел 6- Фантазии характеров (в игре рождается истина).
Раздел 7-Умение владеть собой (желаемое и возможное).
Раздел 8-Культура общения (этикет).
Раздел 9-Мальчик и девочка (он-папа, она-мама).

8

Тематическое планирование
Обзор программы
Разделы
1.Мир
познания
(единство с
природой)

Темы занятий
1.1. «Времена года»

Кол-во занятий
4-5 лет
5-6 лет 6-7 лет
1
1
2

1.2. «У природы нет плохой погоды»
(общение с внешним миром)
1.3. «Мой ласковый и нежный зверь»
(общение с животными)
1.4.«Мои зеленые друзья»

1

1

1

1

1

1

1

1

1

2.1. «Мои умные помощники»
(Глаза, уши, рот, нос, руки)
2.2. «Как я помню то,что помню»
(что мы помним друг о друге)
2.3. «Язык жестов и движений»

1

1

1

1

1

1

1

1

1

2.4.«Язык чувств» (наши эмоции)

1

1

1

3. Тайна моего
«Я»
(формирование
собственного
«Я»)

3.1 «Кто такой «Я» (мой автопортрет)

2

1

1

3.2. «Я сам»(ощущение собственной
значимости
3.3.«Я хочу»

1

2

1

1

1

1

4. Этот
странный
взрослый мир
(формирование
потребности
общения со
взрослыми)

4.1 «Никого роднее мамы, в целом мир
енет»
(общение с самым близким человеком)
4.2. «Дружная семья»

1

1

1

2

2

2

4.3.«Мамы разные нужны, мамы всякие
важны»(уважение к старшим)
4.4. «Я должен спросить у мамы»
(формирование послушания
4.5. «Как мы ходили в магазин»
(поведение и общение в общественных
местах)
4.6. «На улице» (поведение и общение в
транспорте)
5.1.«Я и другой: мы разные» (умение
общаться)
5.2.«Дружба» (давай ни когда не
ссориться, поведение в трудных
ситуациях)
5.3. «День рождения» (как принимать
гостей, подарки, веселиться вместе)

1

1

1

1

1

1

1

2

2

1

2

2

1

1

1

1

1

2

1

2

2

5.4. «Мы улыбаемся» (от улыбки станет

1

1

1

2.Языки
общения

5.Как мы
видим друг
друга
(формирование
потребности
общения
со
сверстниками)

9

6.Фантазия
характеров
(в игре
рождается
истина, в
отношениях
формируется
характер)
7.Умение
владеть собой
(желаемое и
возможное)

8.Культура
общения
(этикет)

9.Мальчики
девочка
(он-папа, онамама)

всем светлей»
6.1. «Что такое хорошо и что такое плохо»
(хорошие и плохие поступки)
6.2. «Давай ни когда не ссориться»
(мое поведение в трудных ситуациях)
6.3. «Дурные привычки»
(отношение к вредным привычкам)

2

2

2

1

1

1

1

1

1

7.1. «Умей расслабиться»

1

2

2

7.2. «Будь внимателен»
(развитие внимательности)
7.3. «Как поступить?»
(умей контролировать свои поступки)
7.4. «Не хочу быть плохим»
(формирование понятий «нельзя»
8.1. «Секрет волшебных слов»
(приветствие, благодарность)
8.2. «Давай поговорим»
(как слушать собеседника и вести себя во
время разговора)
8.3. «Телефон»
(правила общения по телефону)
8.4. «Напишите мне письмо»
(знакомство с письменным общением)
8.5. «За столом»
(правила хорошего тона)
9.1. «Внешность»
(внешний облик мальчика и девочки)
9.2. «Маленькие рыцари и дамы»
(формирование мужественности и
женственности)
9.3. «Дружба мальчиков и девочек»
(культура общения полов)
9.4. «Играем вместе»
(обучение совместной деятельности
мальчиков и девочек
ИТОГО

1

1

1

1

1

1

1

1

2

1

1

2

1

1

2

1

1

1

1

1

1

1

2

2

1

1

1

1

1

2

1

1

1

1

1

1

40

45

50

2.3. Возрастные особенности усвоения программного материала.
Показатели

4-5 лет

5-6 лет

6-7 лет

Мышление

Наглядно-образное

Наглядно-образное,
начало формирования
логического
мышления

Речь

Окончание
формирования

Наглядно-образное,
начало
формирования образносхематического
Формирование
планирующей

Говорит сложными
грамматическими
10

Произвольность
познавательных
процессов
Физиологическая
чувствительность
Объект познания

Способ познания

Условия успешности
Форма общения
Отношения со
сверстниками
Отношения ср
взрослыми
Наличие конфликтов
Эмоции

Игровая
деятельность

активной речи,
учится излагать
мысли
Внимание и память
непроизвольные;
начинает развиваться
произвольное
запоминание в игре
Уменьшение
чувствительности к
дискомфорту
Предметы и явления,
непосредственно не
воспринимаемые

функции речи

конструкциями

Развитие целенаправленного запоминания

Развитие целенаправленного запоминания

Уменьшение
чувствительности к
дискомфорту
Предметы и явления,
непосредственно не
воспринимаемые,
нравственные нормы

Уменьшение
чувствительности к
дискомфорту
Предметы и явления,
непосредственно не
воспринимаемые,
нравственные нормы

Рассказы взрослого,
экспериментирование

Общение со
Общение со
взрослым,
взрослым,
сверстником,
сверстником,
самостоятельная
самостоятельная
деятельность,
деятельность,
экспериментирование экспериментирование
Кругозор взрослого и
Собственный
Собственный
хорошо развитая речь
широкий кругозор,
широкий кругозор,
хорошо развитая речь хорошо развитая речь
Ситуативно-деловое
ВнеситуативноВнеситуативнопознавательное
личностное
Интересен как
Углубление интереса Углубление интереса
партнер по сюжетной
как к партнеру по
как к партнеру по
игре
играм, предпочтения играм, предпочтения
в общении
в общении
Источник
Источник
Источник
информации
информации,
информации,
собеседник
собеседник
Отсутствуют
Отсутствуют
Отсутствуют
Более ровные,
старается
контролировать

Преобладание
ровного
оптимистического
настроения
Коллективная со
Усложнение игровых
сверстниками;
замыслов;
ролевой диалог, игро- длительные игровые
вая ситуация
объединения

Преобладание
ровного
оптимистического
настроения
Усложнение игровых
замыслов;
длительные игровые
объединения

2.4.Особенности взаимодействия педагога с семьями воспитанников
Одним из важных условий реализации программы дополнительного образования
является сотрудничество педагогов с семьей: дети, педагоги и родители-главные
участники педагогического процесса.
11

Цель: сделать родителей активными участниками педагогического процесса,
оказав им помощь в реализации ответственности за воспитание и обучения детей.
Формы взаимодействия с семьями воспитанников:
-первичное знакомство, беседа, анкетирование
-проведение индивидуальных бесед об особенностях развития ребенка
-групповые консультации
-родительские собрания
-проведение совместных мероприятий: тренинги, семинары-практикумы, круглые
столы, День открытых дверей.
-наглядная информация для родителей

3.Организационный раздел программы.
3.1.Материально-техническое обеспечение.
Для реализации данной образовательной программы был оснащен кабинет в
котором имеются:
Столы детские-6 штук
Стулья детские-35 штук
Доска демонстрационная-1
Мультимедийные средств- телевизор, ноутбук, CDи DVD диски
Материалы
необходимые для успешного прохождения обучения:
-программа практического курса «Азбука общения»
-список рекомендованной литературы
-методическое руководство по обучению детей
-анкеты и тестовые задания для оценки эффективности усвоения Программы
-различный стимульный и дидактический материал
3.2.Методическое обеспечение программы.
Учебно- методическое обеспечение
1.Л.М.Шипицына, О.В. Защиринская, А.П. Воронова Технология развития личности
ребенка, навыков общения со взрослыми и сверстниками «Азбука общения» ( основы
коммуникации), СПб.: ЛОИУУ,1996
2. Т.Д. Зинкевич-Евстигнеева Путь к волшебству. Теория и практика сказкотерапии. СПб.: «Златоуст», 1998
3. Т.М. Грабенко, Т.Д. Зинкевич-Евстигнеева Чудеса на песке. Песочная игротерапия.
Методическое пособие для педагогов, психологов и родителей.- Спб.: Институт спец.
педагогики и психологии, 1998
4. Сапожникова О.Б., Гарнова Е.В. Песочная терапия в развитии дошкольников, М: ТЦ
Сфера, 2015
5.Андреенко Т.А. Использование кинетического песка в работе с дошкольниками. СПб.:
ООО «ИЗДАТЕЛЬСТВО «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2017г
6. Т.Н. Волковская, Г.Х. Юсупова Нравственное воспитание в детском саду. Пособие для
педагогов и методистов. М.: Книголюб,2004. (специальная психология)
7.В.И.Петрова, Т.Д. Стульник Этические беседы с детьми. М.: Мозаика-Синтез, 2007
8. Е.В. Рылеева Вместе веселее! Дидактические игры для развития навыков
сотрудничества у детей 4-6 л. М.: Айрис-пресс, 2004
12

9.И.А.Агапова, М.А. Давыдова Правила этикета - дошкольникам и младшим
школьникам. Методическое пособие. М.:АРКТИ, 2011
10.С.И.Семенака Уроки добра: Коррекционно-развивающая программа для детей 5-7 лет.
М.: АРКТИ, 2004
Методические издания:
1.Алябьева Е.А. Коррекционно-развивающие занятия для детей старшего дошкольного
возраста. Методическое пособие в помощь воспитателям и психолога дошкольных
учреждений.- М.: ТЦ Сфера, 2004.-96с.
2.Алябьева Е.А. Развитие логического мышления и речи детей 5-8 лет. Стихи, занятия,
игры, упражнения, диагностика.- М.: ТЦ Сфера, 2005.-112с. (Программа развития)
3. Катаева Л.И. Работа психолога с застенчивыми детьми.- М.: Книголюб, 2004.-56с.
4. Колос Г.Г. 28 занятий для преодоления неуверенности и тревожности у детей 5-7 лет.М.: АРКТИ, 2014.-72с
5.Коноваленко С.В. Коммуникативные способности и социализация детей 5-9 лет.
Комплекс коррекционно-развивающих занятий и психологических тренингов. Картинный
материал (приложение) – М.: «Издательство Гном и Д», 2001.-48с.
6.Кряжева Н.Л. Кот и пес спешат на помощь. Анималотерапия для детей- Ярославль:
«Академия развития», «Академия и К», 2000.-176с., ил.
7.МинаеваВ.М. Развитие эмоций дошкольников. Занятия. Игры. Пособие для
практических работников дошкольных учреждений.- М : АРКТИ,2000-48с. (Развитие и
воспитание дошк.)
8.Организация работы ДОО с талантливыми дошкольниками/ Авт.-сост. Ю.А.
Афонькина, О.В. Филатова. - Волгоград: Учитель, 2016.-95с.
9. Рылеева Е.В. Вместе веселее! Дидактические игры для развития навыков
сотрудничества у детей 4-6 лет.- 3-е изд.- М.: Айрис-пресс, 2004.-160 с.:ил.- (дошкольное
воспитание и развитие)
10.Севостьянова Е.О.
«Хочу все знать!» Развитие интеллекта детей 5-7 лет.
Индивидуальные занятия, игры, упражнения. - М.: ТЦ Сфера, 2005.- 80 с.- (Программа
развития)
11.Семенака С.И. Уроки добра: Коррекционно-развивающая
программа для детей 5-7 лет.-3-е изд., испр. и доп.- М.:АРКТИ, 2004.- 80 с.
(Развитие и воспитание дошкольника)
12. Сиротюк А.Л. Упражнения для психомоторного развития дошкольников.
Практическое пособие.- 2-е изд., испр. И доп.- М.: АРКТИ, 2010- 60с. (Развитие и
воспитание)
13.Смирнова Т.П. Психологическая коррекция агрессивного поведения детей.-Р-на-Д,
2004
14.Тарасов М.А. Коррекция социального и речевого развития детей 3-7 лет:
Планирование, лексические темы, дидактические игры.- М.: ТЦ Сфера, 2005.- 192с.
(Программа развития)
Перечень электронных образовательных изданий:
1) Авторские пакеты интерактивных занятий и серии интерактивных развивающих игр
для обучающих центров SMART TableToolkit и SMART Board: «Профессии», «Волшебные
цепочки», «Сенсорное развитие», «Времена года», «Хорошо и плохо», «Мелкая моторика»,
«Внимание».
2) Аудиокассеты (для релаксационных упражнений): «Одинокий странник», «Мелодия
флейты», «Звуки природы», «Гармония мира», «Водная стихия», ЭнтонХунс. «Отшельник в
горах», Дэвид Майн Хубер «Летнее уединение», Магия Мерлина. «Дух близнецов»,
«Шедевры инструментальной музыки.1и 2 часть»
13

3) Аудиозаписи на дисках: Ванесса Мэй, «Детские песни» (два сборника).
4) Подборка мультипликационных фильмов из сериалов: «Лунтик, «Уроки тетушки
совы», «Маша и медведь», «Фиксики», «Смешарики».
5) Обучающий планшет «Азбука безопасности на дороге» (серия «Веселое
интерактивное обучение).
3.3.Особенности традиционных событий, праздников, мероприятий
1. Коллективное и индивидуальное участие детей в тематических выставках, смотрах,
конкурсах;
2. Использование детских работ в оформлении интерьера кабинета и др.
3.4.Особенности организации развивающей предметно-пространственной среды
Организация предметно-пространственной развивающей среды осуществляется за
счет внесения в кабинет наглядного материала по теме занятий; просмотр презентаций;
совместного изготовления рисунков; выставки детских работ, литературы по
художественным жанрам и т.д.
Для реализации программы дополнительного образования у дошкольников,
предусмотрено наличие соответствующей предметно развивающей среды, а так же
оборудования и инвентаря, способствующего укреплению и развитию психического
здоровья дошкольника. Занятия по программе «Азбука общения», проходят в кабинете
педагога-психолога.
Кабинет расположен на первом этаже и имеет следующее оснащение:
В соответствии с санитарно-гигиеническими требованиями площадь помещения,
обеспечивающая нормальные условия работы не менее 2.5 м на человека. Температура
воздуха в кабинете поддерживается в пределах от +17 до +20С.
Общее освещение кабинета обеспечивают люминесцентные лампы. Они создают
освещение, близкое к естественному. На окнах должна иметься светлая тюль, для защиты
глаз от воздействия прямых солнечных лучей. Стены окрашены в светлые тона краски,
что благотворно действует на зрительный аппарат и кроме того, способствует
увеличению общей освещенности кабинета.
При размещении рабочих столов учитывается направление дневного света и
вечернего освещения, чтобы рабочие места были освещены с левой стороны и сверху.
Окна должны быть оборудованы открывающимися форточкам, для
периодического проветривания помещения. Столы и стулья соответствуют возрасту
детей.

14


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных (согласие). Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

ВНИМАНИЕ!

Срок действия лицензии на использования программного обеспечения окончен 31.10.2023.
Для получения информации с сайта свяжитесь с Администрацией образовательной организации по телефону 8 (3537)27-14-38, 28-21-50, 28-91-38

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».