Программа Бумажные фантазии (1)

Содержание
Разделы программы
1.Целевой раздел Программы.
1.1. Пояснительная записка
1.1.1. Цель и задачи реализации Программы
1.1.2. Принципы и подходы к формированию Программы
1.1.3.Значимые для разработки и реализации программы характеристики, в том
числе характеристики развития детей раннего и дошкольного возраста
1.2. Планируемые результаты освоения Программы
2. Содержательный раздел Программы
2.1. Описание вариативных форм, способов, методов и средств реализации
Программы
2.2. Описание образовательной деятельности в соответствии с
направлениями развития ребенка (тематическое планирование по возрастам)
2.3. Особенности взаимодействия педагога с семьями воспитанников
3. Организационный раздел Программы
3.1. Описание материально-технического обеспечения Программы
3.2.Обеспеченность методическими материалами и средствами обучения и
воспитания
3.3. График реализации программы
3.4.Особенности традиционных событий, праздников, мероприятий
3.5.Особенности организации развивающей предметно-пространственной
среды

стр.
2
2
3
3
4
5
5
5
6
27
27
27
27
28
28
28

1

1.Целевой раздел Программы.
1.1. Пояснительная записка
Дополнительная общеразвивающая программа художественно - эстетической направленности
«Обучению работе с бумагой в технике оригами «Бумажные фантазии»» (далее Программа)
обеспечивает познавательное и художественно – эстетическое развитие ребенка через освоение
им разных способов складывания бумаги в техники оригами. Программа разрабатывалась в
соответствии с Федеральным законом от 29.12.12 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской
Федерации», Приказом Министерства просвещения Российской Федерации от 09 ноября 2018 N
196 «Об утверждении порядка организации и осуществления образовательной деятельности по
дополнительным общеобразовательным программам».
Оригами – это самобытное японское искусство создания моделей различных предметов,
зверей, птиц, цветов путем сгибания листов бумаги. Никто не знает, кто именно и когда придумал
эту увлекательную игру. Во второй половине ХIХ в. Оригами перешло границы Японии. В
странах Европы начали знакомиться с классическими фигурками, выполненными в техники
оригами. В начале XIX в.правительство Японии стало создавать сеть детских садов по
западноевропейскому образцу. В основу новой системы воспитания были положены идеи
известного немецкого педагога Ф.Фребеля, создателя первых детских садов, который
рекомендовал заниматься с детьми складыванием из бумаги.
В переводе с японского «ори» означает «сложенный», а «ками» - «бумага», «бог». Можно
предложить, что человек, творивший из бумаги, уподоблялся Богу – творцу всего из ничего, а сам
результат работы – бумажная фигурка – был самым желанным даром для множества богов на
протяжении столетий.
Оригами – искусство сложения бумаги в разных направлениях: в классическом оригами
бумагу не режут. Что бы сделать игрушку, нужно бумажный квадрат, руки и знания. Особенности
техники оригами состоит в том, что основных способов складывания немного – всего шесть –
семь. Освоив их, можно смастерить сотни разных поделок. Недаром японцы говорят: «Великий
квадрат не имеет предела».
Для складывания используется тонкая бумага: писчая, цветная, оберточная. Оригами не
требует особых инструментов: нужны ножницы, линейка, простой карандаш и иногда клей.
Программа ориентирована на развитие предпосылок восприятия и понимания ребенком
произведений искусства, а также на реализацию самостоятельной творческой деятельности
детей
(изобразительной, конструктивно-модельной). Занимаясь по программе «Бумажные
фантацзии», дети развивают способности к конструкторскому творчеству и умение принимать
нестандартные решения: из одаренного этими качествами малыша может вырасти скульптор,
архитектор, инженер – конструктор. Чем бы ни занимался впоследствии ребенок, увлеченный
оригами, это будет интересный человек, принимающий нестандартные решения. Настоящая
программа описывает курс подготовки по обучению оригами
детей
дошкольного возраста
(4 -7лет).
Актуальность данной программы обусловлена тем, что начиная с изучения основ древнего
искусства, открывая путь к творчеству в конструировании из бумаги, через развитие логического и
творческого мышления, приводящего к собственным открытиям, дети дошкольного возраста
подготавливаются к исследовательской, изобретательской и проектной деятельности.
Практическую значимость дополнительной образовательной программы определяет
деятельность, на которой чаще используется репродуктивный метод обучения, т. е. подробный
показ детям способов действия, работа по образцу педагога. Деятельность оригами благоприятно
воздействуют на развитие внимания и формирование памяти: дети запоминают способы
складывания модулей (квадрат, прямоугольник) и их соединения, по мере надобности
воспроизводят сохраненные в памяти знания и умения. Такая форма работы с детьми помогает
развивать у детей абстрактное и образное мышление, логику, воображение, улучшает глазомер,
умение действовать по правилам точно и аккуратно, способствует воспитанию усидчивости,
целеустремленности.
2

1.1.1. Цель и задачи реализации Программы
Цель: всестороннее интеллектуальное и эстетическое развитие детей в процессе овладение
приемами техники оригами, как художественного способа конструирования из бумаги.
Задачи:
 сформировать целостное представление об истории и развитии оригами;
 обучать детей способам создания художественного образа средствами оригами;
 сформировать умения и навыки моделирования и конструирования их бумаги;
 научить детей узнавать базовые формы и уметь складывать их по памяти;
 развивать у детей способности эмоционально – образного восприятия окружающего мира;
 создавать условия для развития творческих способностей и исследовательских навыков
обучающихся;
 создавать условия для развития пространственного воображения, мышления и речи,
развивая моторику пальцев рук;
 развивать коммуникативные способности детей;
 содействовать становления ценностно – смысловой сферы и устойчивой нравственной
позиции детей;
 развивать у детей чувство прекрасного, стремление жить по законам красоты;
 содействовать формированию желания и умения активно трудиться самостоятельно;
 пробудить интерес и любовь к искусству оригами, при этом создать условия для участия
всех членов семьи ребенка в образовательном процессе.

1.1.2. Принципы и подходы к формированию программы
Программа разработана с учетом следующих основных принципов дополнительного
образования:
 Принцип наглядности. Предполагает широкое представление соответствующей изучаемому
материалу наглядности: иллюстрации, образцы, схемы.
 Принцип последовательности. Предполагает планирование изучаемого познавательного
материала последовательно (от простого к сложному), чтобы дети усваивали знания
постепенно.
 Принцип занимательности – изучаемый материал должен быть интересным,
увлекательным для детей, этот принцип формирует у детей желание выполнять
предлагаемые виды занятий, стремиться к достижению результата.
 Принцип тематического планирования материала предполагает подачу изучаемого
материала по тематическим блокам.
Основными подходами к формированию Программы являются:





индивидуальный подход, предписывающий гибкое использование педагогам различных
средств, форм и методов по отношению к каждому ребенку;
личностно-ориентированный
подход,
который
предусматривает
организацию
образовательного процесса на основе признания уникальности личности ребенка, создания
условий для ее развития на основе изучения задатков, способностей, интересов,
склонностей;
cредовой подход, ориентирующий на использование возможностей внутренней и внешней
среды образовательного учреждения в воспитании и развитии личности ребенка.

1.1.3. Значимые для разработки и реализации программы
характеристики, в том числе характеристики развития детей
раннего и дошкольного возраста.
3

Индивидуальной особенностью является то, что дети четырех – пяти лет владеют
простейшими техническими умениями и навыками, с удовольствием осваивают различные виды
творческой деятельности, занимаются лепкой, аппликацией, однако у 5% детей группы не
достаточно развита мелкая моторика, дети испытывают трудности при сгибании и надрезывании
бумаги.
Занятия оригами позволят повысить навыки мелких и точных движений пальцев обеих рук,
активизируется творческое мышление, увеличивается скорость и гибкость, развиваются
пространственное воображение, глазомер. Конструирование начинает носить характер
продуктивной деятельности: дети замысливают будущую конструкцию и осуществляют поиск
способов её исполнения.
В процессе конструирования у детей 4-5-лет возникает необходимость соотнесения
наглядных символов (показ приемов складывания) со словесными (объяснение приемов
складывания) и перевод их значения в практическую деятельность (самостоятельное выполнение
действий), что для некоторых детей выполнить еще сложно.
У детей пятого - шестого года жизни художественно-эстетическая деятельность
становится осознанной. Замысел начинает опережать изображение. Движения рук становятся
более уверенными.
Работы детей могут быть самыми разными по содержанию: это и жизненные впечатления
детей, и воображаемые ситуации, и иллюстрации к фильмам и книгам.
Продолжает совершенствоваться восприятия цвета, формы и величины, строения
предметов; систематизируются представления детей. Они называют не только основные цвета и
их оттенки, но и промежуточные цветовые оттенки; форму прямоугольников, овалов,
треугольников.
Однако дети могут испытывать трудности при анализе пространственного положения
объектов, если сталкиваются с несоответствием формы и их пространственного расположения.
Это свидетельствует о том, что в различных ситуациях восприятие представляет для
дошкольников сложности, если они должны одновременно учитывать несколько различных и при
этом противоположных признаков.
В возрасте шести-семи лет дети уже могут освоить сложные формы сложения из листа
бумаги и придумывать собственные, но этому их нужно специально обучать. Данный вид
деятельности не просто доступен детям - он важен для углубления их пространственных
представлений. Дошкольникам уже доступны целостные композиции по предварительному
замыслу, которые могут передавать сложные отношения, включать фигуры людей и животных. У
детей продолжает развиваться восприятие, однако они не всегда могут одновременно учитывать
несколько различных признаков. Продолжают развиваться навыки обобщения и рассуждения, но
они в значительной степени еще ограничиваются наглядными признаками ситуации. Продолжает
развиваться воображение, однако часто приходится констатировать снижение развития
воображения в этом возрасте в сравнении со старшей группой. Это можно объяснить различными
влияниями, в том числе и средств массовой информации, приводящими к стереотипности детских
образов. Продолжает развиваться внимание дошкольников, оно становится произвольным. В
некоторых видах деятельности время произвольного сосредоточения достигает 30 минут. У
дошкольников продолжает развиваться речь: ее звуковая сторона, грамматический строй, лексика.
Развивается связная речь. В высказываниях детей отражаются как расширяющийся словарь, так и
характер общений, формирующихся в этом возрасте. Дети начинают активно употреблять
обобщающие существительные, синонимы, антонимы, прилагательные и т.д. В результате
правильно организованной образовательной работы дошкольников развиваются диалогическая и
некоторые виды монологической речи. В подготовительной к школе группе завершается
дошкольный возраст. Его основные достижения связаны с освоением мира вещей как предметов
человеческой культуры; освоением форм позитивного общения с людьми; развитием половой
идентификации, формированием позиции школьника.

4

1.2. Планируемые результаты освоения Программы.
По окончанию занятий по программе «Обучению работе с бумагой в технике оригами» дети
смогут:
 овладеть необходимыми приемами складывания;
 уметь выразить свой замысел на плоскости;
 овладеть терминологией, принятой в оригами;
 иметь авторские работы в технике оригами;
 узнавать базовые формы и уметь выполнять их по памяти;
 выполнять модели различной степени сложности;
 участвовать в выставках детского творчества городского, областного, федерального
масштаба.
Формой подведения итогов реализации Программы являются ежеквартальные организации
выставок детских поделок, выполненных в технике оригами.

2. Содержательный раздел Программы
2.1. Описание вариативных форм, способов, методов и средств реализации
Программы
Формы работы с воспитанниками:
- Творческая мастерская- предполагает деятельность, направленную на совместную работу по
изготовлению поделок к праздникам.
- Презентация – представление детьми своих изделий взрослым и сверстникам. Дети могут
высказывать своё мнение, давать оценку другим работам.
- Формы проведение итогов- в форме открытых занятий, смотрах-конкурсах.
На занятиях по обучению работе с бумагой в технике оригами применяются различные
методы:
Методы, в основе которых лежит способ организации занятия:
•
словесный
(устное
изложение,
беседа,
рассказ,
лекция
и
т.д.).
• наглядный (показ видео и мультимедийных материалов, иллюстраций, наблюдение, показ
(выполнение)
педагогом,
работа
по
образцу
и
др.).
• практический (выполнение работ по инструкционным картам, схемам и др.
Методы, в основе которых лежит уровень деятельности детей:
• объяснительно-иллюстративный - дети воспринимают и усваивают готовую информацию.
• репродуктивный - учащиеся воспроизводят полученные знания и освоенные способы
деятельности.
• частично-поисковый - участие детей в коллективном поиске, решение поставленной задачи
совместно с педагогом.
• исследовательский - самостоятельная творческая работа учащихся.
Методы, в основе которых лежит форма организации деятельности учащихся на
занятиях:
• фронтальный - одновременная работа со всеми учащимися.
• индивидуально-фронтальный - чередование индивидуальных и фронтальных форм работы.
• групповой - организация работы в группах.
• индивидуальный - индивидуальное выполнение заданий, решение проблем.

2.2.Описание образовательной деятельности в соответствии с направлениями
развития ребенка (тематическое планирование по возрастам)
5

Программа «Обучение работе с бумагой в технике оригами» для дошкольников рассчитана на
1 год обучения для каждой возрастной группы. Программа предполагает проведение занятий с
обучающимися 2 раза в неделю. Продолжительность занятий:
- в средней группе – 20 мин,
- в старшей группе – 25 мин,
- в подготовительной к школе группе – 30 мин.
Занятия по программе «Обучение работе с бумагой в технике оригами» как правило, включает
теоретическую часть и практическое выполнение задания.
Теоретические сведения — это объяснение нового материала, информация познавательного
характера, общие сведения о предмете изготовления.
Практические работы включают изготовление, оформление поделок, отчет о проделанной
работе.
Каждое занятие имеет следующую структуру:
1. Подготовка к занятию (установка на работу, обратить внимание на инструменты и
материалы, лежащие на столе).
2. Повторение пройденного (выявление опорных знаний и представлений):
• повторение названия базовой формы (модуль, виды модулей);
• повторение правил пользования ножницами, клеем, правил техники безопасности.
3. Введение в новую тему:
• загадки, стихи, раскрывающие тему занятия; энциклопедические сведения о предмете занятия
(рассказы о жизни животных, птиц, насекомых; интересные истории и т.п.);
• показ образца;
• рассматривание образца, анализ (названия; форма основной детали; дополнительные детали, их
парность и расположение по отношению к основной; способ соединения деталей; отделка готовой
фигурки);
• повторение правил техники безопасности.
4. Практическая часть:
• показ педагогом процесса изготовления поделки (работа по схеме, технологической карте - в
зависимости от уровня подготовки и сформированности навыков);
• вербализация детьми некоторых этапов работы (расшифровка схемы: «Что здесь делаю?»);
• текстовой план (если поделка состоит из нескольких частей);
• самостоятельное изготовление детьми изделия по текстовому плану, технологической карте;
• оформление, отделка игрушки, приклеивание ее на фон или в композицию;
• анализ работы учащегося (аккуратность, правильность и последовательность выполнения,
рациональная организация рабочего времени, соблюдение правил техники безопасности,
творчество, оригинальность, эстетика).

Тематическое планирование
Средняя группа
сентябрь

6

1.

Ознакомление со свойствами
бумаги

Познакомить детей со свойствами бумаги, её
особенностями, использование и применение в детском
творчестве.

2.

Ознакомление со свойствами
бумаги

Познакомить детей со свойствами плотной бумаги на
примере картона, ее особенностями, использование и
применение в детском творчестве.
Познакомить детей со свойствами бумаги, на примере
бумаги крепа, бархатной бумаги, гофра картона, их
особенности, использование и применение в детском
творчестве.
Познакомить детей с правилами техники безопасности,
рассказать о безопасном пользовании материалами и
инструментами.
Научить детей проговаривать свои действия, используя при
этом специальную терминологию. Познакомить с такими
терминами как, сторона квадрата, левый верхний угол,
правый верхний угол, левый нижний угол, правый нижний
угол.
Научить детей проговаривать свои действия, используя при
этом специальную терминологию. Познакомить с такими
терминами как, верхний угол, нижний угол, левый угол,
правый угол, левая верхняя сторона, правая верхняя сторона,
левая нижняя сторона, правая нижняя сторона.
Научить детей распознавать условные знаки, принятые в
оригами (линия сгиба, перегнуть и разогнуть).

3.
Ознакомление со свойствами
бумаги.
4.

Ознакомление с правилами
безопасности.

5.

Общие сведения об оригами
(Познакомить детей с
основными терминами,
принятыми в оригами)

6.

Познакомить детей с
основными терминами,
принятыми в оригами

7.

Познакомить детей с
условными знаками,
принятыми в оригами
Познакомить детей с
условными знаками,
принятыми в оригами

8.

1.

2.

3.

4.

Складывание листа бумаги
пополам (точно соединяем
стороны)
Складывание листа бумаги
по диагонали (точно
соединяем углы)
Повторение приемов
складывания бумаги
(пополам и по диагонали)
Упражнение – складывание
салфеток для сервировки
обеденного стола

5.

«Сказка квадратика»

6.

«Флажок»

7.

«Собачка»

Научить детей распознавать условные знаки, принятые в
оригами (надрезать, отрезать).
октябрь
Отработать с детьми самые простые прием складывания
квадрата пополам.
Отработать с детьми самые простые прием складывания
квадрата по диагонали.
Отработать с детьми самые простые прием складывания
квадрата по диагонали и пополам
Применение полученных навыков в повседневной жизни
(сюжетно ролевая игра сервируем стол)
Познакомить детей с поделками из бумаги. Закреплять виды
сгибания, научить находить линию сгиба, угол, сторону.
Закрепить знания о геометрических фигурах. Развивать
воображение, находчивость.
Закрепить умение складывать квадрат пополам «косынкой»,
совмещая противоположные углы. Воспитывать интерес к
результатам своего труда.
Закрепить знания о геометрических фигурах, умение детей
складывать квадрат, получая прямоугольник и треугольник.
Чѐтко проглаживать линии сгиба.
Закрепить с детьми складывание и название базовых форм.
7

8.

«Кошечка»

1.

«Ёжик»

2.

«Зайчик»

3.

«Забавные зверушки»
(1-е занятие)

4.

«Забавные зверушки»
(2-е занятие)

5.

«Книжка»

6.

«Закладка»
(базовая форма «конфетка)

7.

«Цыплятки»

8.

«Матрешка»
(базовая форма-«воздушный
змей)

1.

«Курочка-Пеструшка»

2.

«Птица»

3.

Аквариумные рыбки
(коллективная)

Учить изготавливать туловище и голову отдельно из
квадратов. Закрепить умение складывать треугольник
пополам «косынкой», поднимать уголки от середины
длинной стороны, но, не доводя до вершины верхнего угла.
Воспитывать аккуратность в работе, внимание
ноябрь
Продолжать учить детей складывать квадрат пополам
«книжкой». Понимать термины: «верхний угол», «нижний
угол». Развивать глазомер детей. Воспитывать бережное
отношение к бумаге.
Закрепить умение перегибать квадрат «книжкой» и
дважды «косынкой», опускать противоположные углы к
центру квадрата, получая «конфетку». Продолжать учить
детей внимательно слушать инструкции воспитателя.
Воспитывать самостоятельность и внимание.
Продолжать учить детей мастерить поделки в технике
оригами; познакомить с одним из способов соединения
деталей склеиванием; помогать каждому ребѐнку
добиваться желаемого результата; воспитывать
самостоятельность, аккуратность.
Продолжать учить детей мастерить поделки в технике
оригами; познакомить с одним из способов соединения
деталей склеиванием; помогать каждому ребѐнку
добиваться желаемого результата; воспитывать
самостоятельность, аккуратность.
Учить сгибать прямоугольник пополам, совмещая
короткие стороны.
Познакомить детей с базовой формой конфетка, собрать и
склеить закладку из «конфеток». Развивать воображение,
творчество, самостоятельность, трудолюбие, мелкую
моторику рук.
Учить складывать квадрат дважды «косынкой», продолжать
учить детей внимательно слушать инструкции воспитателя,
воспитывать внимание самостоятельность.
Познакомить детей с базовой формой «воздушный змей».
Учить детей складывать стороны на линию сгиба. Развивать
воображение, творчество, самостоятельность, трудолюбие,
мелкую моторику рук.
декабрь
Закрепить знания детей о домашних птицах и их
детѐнышах. С помощью базовой формы воздушный змей
изготовить курочку, учить выгибать маленькие уголки,
украсить аппликацией. Воспитывать самостоятельность,
веру с свой силы, находчивость.
Вспомнить выполнение базовой формы воздушный змей,
отметить самостоятельность выполнения. Совершенствовать
навык вгибания маленького уголка, сгибание углов в
противоположные стороны.
Развивать внимание, усидчивость.
Закрепить умение детей складывать базовую форму
треугольник, совмещать острые углы, аккуратно
проглаживать линии сгиба. Украсить поделку аппликацией.
8

4.

«Лягушка»

5.

«Приключение волшебных
квадратов»

6.

«В лесу родилась ёлочка»

7.

«Ёлочка»
(базовая форма-«водяная
бомбочка»)

8.

«Новогоднее украшение»

1.

«Звёздочки»

2.

«Сказочный домик»

3.

«Гном»

4.

«Стаканчик»

5.

«Стол и стул для куклы»
(1-е занятия)

Познакомить с изготовлением простейших поделок в
технике оригами путѐм складывания квадрата по
диагонали (базовая форма – «треугольник).
Продолжать учить детей складывать бумагу в разных
направлениях, сглаживать сгибы; активизировать словарь
детей: слева, справа, между, вверху, внизу; развивать
мелкую моторику рук, усидчивость, желание довести работу
до конца, аккуратность в работе, бережное отношение к
продуктам своего и чужого труда.

Закрепление базовой формы «треугольник», умения
складывать лист бумаги, точно совмещая противоположные
углы, вызвать у детей приятные эмоции, связанные с
празднованием Нового года, развивать движения пальцев,
внимание, память, терпение, сообразительность.
Создать хорошее настроение в предвкушении
приближающегося новогоднего праздника; продолжать
учить детей делать фигурки в технике оригами,
познакомить с новой базовой формой «водяная бомбочка»;
продолжать знакомить с историей
искусства оригами; развивать мелкую моторику пальцев.
Вызвать у детей желание самостоятельно украсить группу к
новогоднему празднику; продолжать учить мастерить из
бумажных квадратов несложные поделки, используя уже
известные приѐмы складывания бумаги; развивать
конструктивное мышление, фантазию, воображение;
воспитывать аккуратность.
январь
Закрепить умение складывать базовую форму «воздушный
змей». Учить чередовать цвета, соединять детали,
прикладывая короткую сторону заготовки к линии перегиба
предыдущей. Воспитывать усидчивость, ответственность.
Учить детей преобразовывать квадраты в части дома:
основание и крышу. Использовать художественное
оформление; из прямоугольников выполнить окна, дверь
и трубу. Воспитывать аккуратность и усидчивость,
доводить начатое дело до конца.
Продолжать учить детей делать бумажные фигурки из двух
деталей; познакомить с последовательностью
изготовления поделок в технике оригами, учить чѐтко
выполнять инструкции воспитателя; совершенствовать
умение детей работать в мини - группе, добиваться
достижения цели, согласуя свои действия с действиями
товарищей; воспитывать стремление помогать другим.
Научить детей складывать стаканчик, используя
известные приѐмы сложения, аккуратно проглаживать линии
сгиба. Развивать внимание, мелкую моторику рук, память.
Закрепить знания о геометрических фигурах, умение
детей складывать квадрат, получая прямоугольник и
треугольник. Чѐтко проглаживать линии сгиба.
9

6.

«Стол и стул для куклы»
(2-е занятия)

1.

«Пирамидка»

2.

«Самолет»

3.

Скоро День защитника
Отечества»
(1-е занятия)

4.

«Скоро День защитника
Отечества»
(2-е занятия)

5.

«Самолѐтик»

6.

«Парусники в море»

7.

«По замыслу»

8.

«По замыслу»

1.

«Мамин праздник»

2.

«Цветы»

Закрепить знания о геометрических фигурах, умение
детей складывать квадрат, получая прямоугольник и
треугольник. Чѐтко проглаживать линии сгиба.
февраль
Продолжать учить складывать базовую форму «конфетка» и
на ее основе делать поделку. Воспитывать усидчивость.
Продолжать знакомить с изготовлением поделки в
технике оригами из прямоугольного листа бумаги;
поощрять использование готовых поделок в играх;
совершенствовать речь детей.
Воспитывать у детей чувство уважения к защитникам нашей
Родины – к своим отцам и дедам, старшим братьям,
побуждать сделать им приятное; совершенствовать навыки
работы с бумагой, закрепить умение мастерить поделки;
развивать глазомер,
мелкую мускулатуру рук.
Воспитывать у детей чувство уважения к защитникам нашей
Родины – к своим отцам и дедам, старшим братьям,
побуждать сделать им приятное; совершенствовать навыки
работы с бумагой, закрепить умение мастерить поделки;
развивать глазомер,
мелкую мускулатуру рук.
Совершенствовать навыки аккуратного сложения квадрата
в треугольник, чѐтко проглаживать линии сгиба. Учить
отгибать углы в противоположные стороны.
Научить детей отрывать длинные полоски и формировать их
них волны, аккуратно пользоваться клеем. Из квадрата
смастерить парусник способом сложения квадрата по
диагоналям, загнуть половину отрезанной диагонали и
загнуть получившийся
треугольник.
Предложить детям изготовить поделки используя раннее
полученные знания. Развивать мелкую моторику рук и
воображение. Умение правильно сгибать и сглаживать
линии листа. Закрепить базовые формы: «воздушный змей»,
«треугольник», «конфетка».
Предложить детям изготовить поделки используя раннее
полученные знания. Развивать мелкую моторику рук и
воображение. Умение правильно сгибать и сглаживать
линии листа. Закрепить базовые формы: «книжка»,
«треугольник», «квадрат».
март
Учить проявлять заботу о мамах, бабушках; познакомить с
разными вариантами художественного оформления
открыток с использованием готовых фигурок,
выполненных в технике оригами; закрепить умение
мастерить фигурки оригами, воспитывать аккуратность,
усидчивость; развивать глазомер, мелкую моторику пальцев
рук;
Учить детей изготовлению цветов в технике оригами;
помочь каждому ребѐнку добиться желаемого результата;
развивать творческое воображение, фантазию; развивать
глазомер, мелкую
10

3.

«Подарки малышам»

4.

«Моё любимое оригами»

5.

«Грачи прилетели»

6.

«Голубь»

7.

«Ромашка»

8.

«Лодочка»

1.

«Ракета»

2.

«День Космонавтики»
(1-е занятия)

3.

«День Космонавтики»
(2-е занятия)

4.

«Весѐлые человечки»

5.
«Шапочка»

6.

«Рубашка»

моторику пальцев рук.
Используя технику оригами, учить изготавливать модели
птиц, корабликов, воспитывать желание заботиться о
младших. Воспитывать аккуратность, усидчивость.
Закрепить усвоенные на занятиях приемы и формы оригами.
Улучшить навыки мелких и точных движений пальцев как
правой, так и левой руки. Воспитывать интерес к
результатам своего труда.
Продолжать учить детей мастерить подели из базовой
формы « воздушный змей», развивать внимание, мелкую
моторику рук, память.
Формировать умения складывать базовую форму
«воздушный змей», перегибать верхний треугольник вперед
и возвращать в исходное положение, сгибать концы
складкой, воспитывать аккуратность в работе с бумагой.
Развивать умения складывать базовую форму «воздушный
змей»,расширять
кругозор,
развивать
память,
наблюдательность, развивать творческие способности детей,
закрепление
Закрепить умение детей складывать базовую форму
треугольник,
совмещать
острые
углы,
аккуратно
проглаживать линии сгиба. развивать мелкую моторику рук,
использование готовых поделок в играх.
апрель
Закрепить умение складывать квадрат по диагонали. Учить
загибать острые углы полученного треугольника вверх.
Развивать глазомер. Воспитывать аккуратность в работе.
Уточнить знания детей о празднике «День космонавтики»;
продолжать учить преобразовывать одну бумажную
фигурку в другую, закрепить умение
соединять две части поделки, вставляя их одну в другую;
учить детей работать в парах; воспитывать аккуратность;
развивать творческое воображение, фантазию детей.
Уточнить знания детей о празднике «День космонавтики»;
продолжать учить преобразовывать одну бумажную
фигурку в другую, закрепить умение
соединять две части поделки, вставляя их одну в другую;
учить детей работать в парах; воспитывать аккуратность;
развивать творческое воображение, фантазию детей.
Учить преобразовывать одну бумажную фигурку в
другую; воспитывать самостоятельность, аккуратность;
развивать речь детей, вызывать хорошее настроение от
участия в театрализованной деятельности.
Вспомнить получение базовой формы треугольник. Научить
детей отгибать часть треугольника, тщательно проглаживая
линию сгиба, выворачивать отогнутую часть наружу.
Развивать внимание, художественный вкус при оформлении
поделки.
Знакомить детей со способами преобразования квадрата,
развивать мелкую моторику рук, воспитывать трудолюбие,
умение доводить начатое дело до конца; развивать
творчество и фантазию.
11

7.

«Салфетка «Лилия»

8.

«Ваза с весенними цветами»

1.

«Весенние букеты»
(1-е занятия)

2.

«Весенние букеты»
(2-е занятия)

3.

«Бабочка»

4.

«Гусеница »

5.

«Цветик –семицветик»

6.

«Моѐ любимое оригами»

7.

«В бумажном царстве
–государстве»

8.

Итоговое занятие

Базовая форма «треугольник». Сложить салфетку по
словесному объяснению воспитателя. Развивать внимание,
мелкую моторику рук. Воспитывать эстетический вкус.
Закреплять умения детей изготавливать поделки, используя
базовую форму «воздушный змей». Развивать глазомер,
детскую фантазию и воображение. Воспитывать
усидчивость, четкость выполнения инструкции. Приучать к
аккуратности во время работы
май
На основе базовой формы треугольник научить
изготавливать бутоны тюльпанов и ирисов, листья. Учить
составлять композиции. Развивать художественный вкус,
воображение, внимание.
На основе базовой формы треугольник научить
изготавливать бутоны тюльпанов и ирисов, листья. Учить
составлять композиции. Развивать художественный вкус,
воображение, внимание.
Закрепить умение складывать из квадрата треугольник,
совмещая противоположные углы, проглаживая полученную
линию сгиба. Научить отгибать полученные
противоположные углы в разные стороны. Вызвать желание
к творческому оформлению поделки.
Научить детей мастерить гусеницу из пяти квадратов
склеенных между собой, загибать уголки к центру.
Вспомнить последовательность выполнения базовой
формы конфетка, стремится к самостоятельному
выполнению. Закрепить название частей цветущего
растения. Вызвать желание самостоятельно выполнить
работу. Развивать целеустремлѐнность, воображение,
художественный вкус.
Закрепить усвоенные на занятиях приемы и формы оригами.
Улучшить навыки мелких и точных движений пальцев как
правой, так и левой руки. Воспитывать интерес к
результатам своего труда.
Повышать интерес к работе с бумагой через игру, сказку;
вызывать желание приходить на помощь тем, кто в этом
нуждается; уточнить знания детей о свойствах бумаги;
развивать внимание, воображение, мышление,
сообразительность.
Оформление альбома детских работ за период обучения.
Развитие навыков общения и умения согласовывать свои
интересы с интересами других детей

Тематическое планирование
Старшая группа
сентябрь
№

Тема

Программное содержание
12

Знакомство с искусством
оригами

1.

2.

Превращения квадратика

3.

«Дом»

4.

«Для чего нужна дверь?»

«Гриб боровик»

5.

«Осень. Лист клена»
6.

7.

«Деревья. Елка и берёза»

8.

«В осеннем лесу»

Познакомить детей с искусством оригами.
Показать разнообразие видов бумаги, ее свойств (разного
цвета, тонкая, толстая, гладкая, шероховатая, легко рвется,
мнется). Закрепить основные геометрические понятия,
свойства квадрата, определить нахождение углов, сторон.
Учить складывать прямоугольный лист бумаги по
диагонали, отрезать лишнюю часть, получая квадрат.
Знакомство с основными элементами складывания в технике
«оригами»: складывание квадрата пополам, по диагонали,
найти центр квадрата, складывая его по диагонали и
пополам, загнуть край листа к середине, определив ее путем
сгибания квадрата пополам, по диагонали, загнуть углы
квадрата к центру. Развивать творческое воображение и
фантазию.
Знакомство с основной базовой формой «книжка».
Повторить основные элементы складывания. Учить точному
совмещению углов и сторон в процессе складывания,
тщательно проглаживать линии сгиба. Превращение
квадратика в дом.
Познакомить с базовой формой «дверь». Отработка
основного элемента складывания – загнуть край листа к
середине, определив ее путем сгибания квадрата пополам.
Складывания домика (занятие № 3), складывание двери,
приклеивание двери на домик.
Закрепление базовой формы «дверь», основных элементов
складывания. Складывание поделки «Гриб» на основе
базовой формы «дверь».
Познакомить детей с базовой формой «воздушный змей».
Научить складывать квадратную форму листа по диагонали,
тщательно разглаживать место сгиба. Развивать детскую
фантазию и воображение. Воспитывать усидчивость,
четкость выполнения инструкции.
Познакомить детей с базовой формой «треугольник».
Закреплять умение использовать в работах базовую форму
«воздушный змей». Научить складывать квадратную форму
листа по диагонали, тщательно разглаживать место сгиба.
Развивать детскую фантазию и воображение. Воспитывать
усидчивость, четкость выполнения инструкции
Показать, как можно изготовить деревья с кронами
различной формы, используя основные элементы
складывания (загнуть край листа к середине, определив ее
путем сгибания квадрата по диагонали, загнуть углы
квадрата к центру) и базовую форму «дверь» (ствол).
Изготовление коллективного панно. Учить размещать свою
поделку, не мешая остальным, найдя соответствующее
место.
октябрь

№

Тема

1.

«Кот»

Программное содержание
Познакомить с базовой формой «треугольник». Рассказать о
другом названии – «косынка». Складывание мордочки кота
на основе базовой формы «треугольник».Учить находить
острый угол, перегибать треугольник пополам, опускать
13

2.

«Стаканчик»

3.

«Щенок»

4.

«Собачья семейка»

«Старое дерево»

5.

6.

«Лист клёна»

7.

«Ветка рябины»

8.

«Мухомор»

острые углы вниз.«Оживление» поделки – приклеивание
глаз, носа, рта.
Отработка складывания базовой формы «треугольник».
Беседа о посуде и ее назначении. Складывание поделки
«Стаканчик» на основе базовой формы «треугольник».
Закреплять умения детей изготавливать поделки, используя
базовую форму «треугольник». Развивать глазомер, детскую
фантазию и воображение. Воспитывать усидчивость,
четкость выполнения инструкции. Приучать к аккуратности
во время работы с клеем.
Самостоятельное изготовление базовой формы
«треугольник».
Складывание мамы-собаки по показу воспитателя.
Самостоятельное изготовление щенка из квадрата меньшего
размера. Дорисовывание мордочек собаки и щенка
фломастерами (глаза, нос и т.д.)
Познакомить с базовой формой «воздушный змей» (другое
название «мороженое»). Используя новую базовую форму,
учить изготавливать детали дерева, соединять их в
определенной последовательности, используя аппликацию.
Продолжать знакомить детей с базовой формой «воздушный
змей». Научить складывать квадратную форму листа по
диагонали, тщательно разглаживать место сгиба. Развивать
детскую фантазию и воображение. Воспитывать
усидчивость, четкость выполнения инструкции.
Отработка складывания базовой формы «воздушный змей».
Учить составлять композицию из сложенных деталей,
соединяя их в определенной последовательности и
используя аппликацию.
Продолжать отрабатывать базовую форму «воздушный
змей». Научить складывать квадратную форму листа по
диагонали, тщательно разглаживать место сгиба. Развивать
детскую фантазию и воображение. Воспитывать
усидчивость, четкость выполнения инструкции.
ноябрь

№

Тема

1.

«Улетают птицы»

2.

«Лисичка – сестричка»

3.

«Домик для лисы и зайца»

4.

«Волшебные превращения
стрелы»

Программное содержание
Продолжать учить детей создавать поделку из базовой
формы «воздушный змей», дополнять образ необходимыми
деталями, воспитывать умение подбирать бумагу нужного
цвета.
Самостоятельное изготовление базовой формы «воздушный
змей».Изготовление фигурки лисы, используя базовую
форму «воздушный змей». Дорисовать мордочку: глаза, нос.
Учить определять точку пересечения линий. Изготовление
домиков различного размера, используя основные элементы
складывания: складывание квадрата по диагонали, найти
центр квадрата, складывая его по диагонали, загнуть угол
квадрата к центру. Дополнение деталями (окна, двери),
используя аппликацию.
Продолжать учить мастерить поделки, используя
пооперационную карту; познакомить детей с новой базовой
формой «стрела», научить трансформировать её в другие
14

5.

«Ветка рябины»

6.

«Свитер»

7.

«Игрушки»

8.

«Гномик»

поделки; помочь каждому ребёнку добиться желаемого
результата.
Учить детей самостоятельно «читать» пооперационную
карту; закрепить умение мастерить поделки из базовой
формы «стрела»; воспитывать умение работать в
коллективе; вызывать чувство радости от проделанной
работы, которой смогут любоваться другие люди; упражнять
в правильном распределении мышечной нагрузки;
расширять словарный запас, развивать объяснительную
речь.
Познакомить детей с базовой формой «блин» и новым
понятием сгиба «долиной». Закреплять умение складывать
квадратную форму листа по диагонали и складывать все
углы к центру; тщательно разглаживать место сгиба.
Развивать детскую фантазию и воображение. Воспитывать
усидчивость, четкость выполнения инструкции.
Продолжать знакомить детей с базовой формой «блин».
Закреплять умение складывать квадратную форму листа по
диагонали и складывать все углы к центру; тщательно
разглаживать место сгиба. Развивать детскую фантазию и
воображение. Воспитывать усидчивость, четкость
выполнения инструкции.
Продолжать учить изготовлению поделок в стиле оригами,
используя схемы; учить четко выполнять инструкции
педагога; совершенствовать умения детей работать в
минигруппе, добиваться достижения цели, согласуя свои
действия с действиями товарищей.
декабрь

№

Тема

1.

«Голодная птица»

2.

«Пингвины на льдине»

«Снеговик»

3.

4.

«Снежинки»

5.

«Елочные украшения»

Программное содержание
Закреплять умение детей складывать листы бумаги в разных
направлениях, для получения определенного результата,
тщательно разглаживать место сгиба. Развивать детскую
фантазию и воображение. Воспитывать усидчивость,
четкость выполнения инструкции.
Продолжать учить детей делать поделки с помощью
знакомых базовых форм. Закрепить последовательное
сгибание сторон заготовки угла к средней линии,
получаемой после складывания квадрата пополам по
диагонали. Воспитывать усидчивость, аккуратность в
выполнении работы.
Упражнять в применении приёма «крыша», «стрела». Учить
сгибать углы по направлению к центру. Учить делать
поделку по схеме. Развивать творчество, художественную и
конструктивную деятельность. Воспитывать
самостоятельность.
Учить детей соединять все детали попарно, заправляя угол
одной внутрь другой детали. Продолжать учить аккуратно
работать с клеем. Улучшить навыки мелких и точных
движений пальцев как правой, так и левой руки.
Воспитывать интерес к занятиям оригами.
Развивать воображение, творчество детей. Учить делать
украшения на основе известных приёмов складывания.
15

6.

«Царевна елочка»

7.

«Снегурочка»

8.

«Дед Мороз»

№

Тема

1.

«Новогоднее панно»

Воспитывать самостоятельность. Обогащать эмоциональную
сферу и словарь. Развивать эстетические чувства.
Закреплять умение самостоятельно складывать базовую
форму «воздушный змей», готовить несколько заготовок из
квадратов разного размера, соединять детали в единое целое
в определенной последовательности. Украшение ёлочки.
Учить детей из базовой формы «воздушный змей»
складывать фигурку Снегурочки. Продолжать учить
приклеивать отдельные детали. Воспитывать добрые чувства
к близким, желание порадовать их открыткой к празднику.
Учить складывать квадратный лист бумаги новым способом,
следуя словесным указаниям воспитателя, соединять детали
в единое целое. Дополнить деталями (глаза, нос, рот),
придавая выразительность.
январь

2.

«Снегирь»

3.

«Деревья в инее»

4.

«Веселые мордашки»

5.

«Пирамидка»

6.

«Избушка на курьих
ножках»

7.

«Вертушки»

Программное содержание
Учить детей создавать композицию из фигурок,
выполненных в технике оригами; закрепить навыки работы с
пооперационной картой и схемой; помогать каждому
ребёнку добиться желаемого результата; показать
преимущества коллективной работы; воспитывать у детей
желание доставлять радость окружающим.
Упражнять в соединении двух цветов во время складывания.
Закрепить сгиб от «себя» и на «себя». Развивать
воображение, чувство формы и пропорции. Развивать
самостоятельность, инициативность. Закрепить условное
обозначение «долина», «переворот».
Закрепить умение совмещать стороны и углы, фиксировать
линии сгибов. Развивать умение пользоваться символами,
условными обозначениями. Продолжать учить
комбинировать детали. Учить добиваться в работе схожести
с природными объектами. Развивать конструктивные
способности.
Закреплять навыки складывания ранее изученных фигур, на
основе базовой формы «крыша». Учить работать по
пооперационным картам. Воспитывать трудовые навыки,
усидчивость.
Закрепить умение складывать приём «крыша». Учить чётко
выполнять инструкции педагога. Продолжать учить
тщательно проглаживать линию сгиба. Развивать
конструктивное мышление. Воспитывать аккуратность
Продолжать учить детей создавать образ из базовой формы
«крыша». Учить делать поделки из двух деталей. Учить
чётко выполнять инструкции педагога. Развивать
творчество. Учить моделировать игровые ситуации на
основе воображения. Воспитывать самостоятельность.
Учить детей изготавливать новые поделки из квадрата,
круга, треугольника, учить пользоваться обозначениями
линии разреза на заготовке, упражнять в свободном выборе
цвета и формы бумаги, поощрять самостоятельность,
творческую инициативу
16

8.

«Звездочки»

Закрепить умение складывать базовую форму «воздушный
змей». Учить чередовать цвета, соединять детали,
прикладывая короткую сторону заготовки к линии перегиба
предыдущей. Воспитывать усидчивость, ответственность.
февраль

№

1.

2.

3.

4.

5.

6.

7.

8.

Тема

Программное содержание
Учить преобразовывать базовые формы в разные поделки,
развивать вариативность мышления; развивать навыки
«В зимнем лесу»
выполнение точных, аккуратных сгибов. Учить детей
пользоваться схемами при выполнении поделок в технике
оригами, развивать интерес к оригами.
Закрепить умение детей мастерить поделки, используя
пооперационные карты; вызвать у детей настроение в
ожидании представления и от совместной деятельности с
«Теремок»
родителями; заинтересовать изготовлением простейших
головных уборов для театрализованной игры; учить брать на
себя ту или иную роль; привлечь родителей к детской
продуктивной и игровой деятельности.
Продолжать учить детей мастерить поделки в технике
оригами, используя пооперационные карты; познакомить с
одним из способов соединения деталей – склеиванием;
«Забавные зверюшки»
заинтересовать детей изготовлением пригласительных
билетов на театрализованное представление для родителей;
помогать каждому ребёнку добиваться желаемого
результата; воспитывать самостоятельность, аккуратность.
Создавать у детей хорошее настроение; повышать интерес к
«Ожившая сказка»
занятиям оригами, используя игровые приёмы; учить
использовать готовые фигурки в театрализованной
деятельности.
Повышать интерес к занятиям оригами через игру; научить
делать новую игрушку, складывая квадрат в разных
«Лисичка с челочкой»
направлениях; закрепить навыки декоративного украшения
готовой фигурки; воспитывать аккуратность; развивать
глазомер; развивать мелкую моторику пальцев рук,
упражнять в правильном распределении мышечной
нагрузки; воспитывать желание помогать слабым.
Продолжать знакомить детей с базовой формой «блин».
Закреплять умение складывать квадратную форму листа по
«День Защитника
диагонали и складывать все углы к центру; тщательно
отечества. Подарки папам – разглаживать место сгиба. Развивать детскую фантазию и
пароход»
воображение. Воспитывать усидчивость, четкость
выполнения инструкции.
Закреплять умение складывать приём «стрела». Продолжать
«Подарок папе»
учить работать по схеме. Развивать внимание и интерес к
(изделие: самолёт)
окружающему миру. Обогащать словарь. Развивать
конструктивное мышление. Воспитывать аккуратность.
Учить изготавливать новые поделки в технике оригами,
«Отгадываем загадку»
используя знакомый приём складывания бумажных
квадратов по диагонали; поощрять творческую инициативу
детей; развивать глазомер.
март
17

№

Тема

1.

«Мамин праздник»

2.

«Тюльпан»

3.

«Лилия»

4.

«Панно «Хризантемы»

5.

«Коробочка»

6.

«Грач»

7.

«Медузка»

8.

Композиция «Морское
дно»

Программное содержание
Учить проявлять заботу о мамах, бабушках; познакомить с
разными вариантами художественного оформления
открыток с использованием готовых фигурок, выполненных
в технике оригами; закрепить умение мастерить фигурки
оригами, используя пооперационные карты и схемы;
воспитывать аккуратность, усидчивость; развивать глазомер,
мелкую моторику пальцев рук; продолжать знакомить с
японской культурой.
Закреплять умение детей складывать листы бумаги в разных
направлениях, для получения определенного результата,
тщательно разглаживать место сгиба. Развивать детскую
фантазию и воображение. Воспитывать усидчивость,
четкость выполнения инструкции
Познакомить с новой базовой формой - «конверт». Развитие
мелкой моторики, фантазии, творческого воображения,
логического мышления, внимания, аккуратности в работе.
Познакомить детей с новым способом изготовления цветов в
технике оригами; совершенствовать речь детей; продолжать
работать в коллективе; закрепить умение пользоваться
ножницами.
Познакомить детей с новым способом складывания бумаги;
закрепить умение следовать инструкциям воспитателя;
развивать мелкую моторику пальцев рук; воспитывать
аккуратность.
Продолжать учить детей мастерить поделки из бумаги,
используя пооперационную карту на основе новой базовой
формы «рыбка»; совершенствовать навыки работы с
бумагой и ножницами; воспитывать самостоятельность,
аккуратность; совершенствовать объяснительную речь;
развивать глазомер, мелкую мускулатуру рук.
Учить придавать деталям характерную форму (округлость),
сгибая уголки (тело медузы). Используя базовую форму
«воздушный змей», сложить щупальца. Соединить туловище
и щупальца, придать выразительность, наклеив глаза.
Складывание кусочков водорослей из базовой формы
«треугольник». Наклеить получившиеся «листочки» на
нарисованные на общем полотне «стебельки».
Дополнить композицию, наклеив рыбок и медуз, сделанных
на предыдущих занятиях
апрель

2.

№

Тема

1.

«Рыбка» (закладка)

«Волшебные превращения
бумажного Квадратика»

Программное содержание
Закреплять умение детей складывать листы бумаги в разных
направлениях, для получения определенного результата,
тщательно разглаживать место сгиба. Развивать детскую
фантазию и воображение. Воспитывать усидчивость,
четкость выполнения инструкции
Закрепить умение следовать инструкции воспитателя;
познакомить с новой базовой формой «катамаран»;
развивать фантазию и конструктивное воображение;
формировать речевое дыхание.
Уточнить знания детей о празднике «День космонавтики»;
18

«День космонавтики»

3.

4.

«Весна красна»

5.

«Солнышко»

6.

«Ваза с весенними
цветами»

7.

«Полевые цветы»

8.

«Ромашковое поле»

продолжать учить преобразовывать одну бумажную фигурку
в другую, используя пооперационные карты; закрепить
умение соединять две части поделки, вставляя их одну в
другую; учить детей работать в парах; воспитывать
аккуратность; развивать творческое воображение, фантазию
детей.
Учить составлять солнце из 8 заготовок, сложенных из
знакомой базовой формы «воздушный змей». Продолжать
учить совмещать вершины углов и стороны деталей.
Придать выразительность, используя аппликацию.
Продолжать учить мастерить из бумажного квадрата
поделки, используя уже известные приемы складывания
бумаги. Развивать конструктивное мышление, фантазию,
воображение. Расширять коммуникативные способности.
Закреплять умения детей изготавливать поделки, используя
базовую форму «воздушный змей». Развивать глазомер,
детскую фантазию и воображение. Воспитывать
усидчивость, четкость выполнения инструкции. Приучать к
аккуратности во время работы с клеем.
Учить детей из базовой формы «крыша» делать поделку и
составлять композиции (василек, колосок). Воспитывать
интерес к искусству оригами.
Закрепить умение складывать квадрат несколько раз в
треугольник. Учить срезать боковые линии заготовки.
Вовлечь детей в творческую деятельность. Развивать
интерес к окружающему миру и конструктивные умения.
Расширять социальный опыт. Развивать эстетическое
восприятие.

Тематическое планирование
Подготовительная к школе группа
сентябрь
№

Тема

1.

Знакомство детей с
искусством оригами

2.

Основные термины и
элементы складывания

3.

«Давайте поиграем»

4.

«В некотором царстве, в
бумажном государстве»

Программное содержание
Рассказать детям о старинном японском искусстве
складывания из бумаги – искусстве оригами. Познакомить
детей с работой кружка. Дать возможность детям потрогать,
поиграть с фигурками. Вызвать интерес к художественному
конструированию
Научить складывать базовые формы заготовки
(«косыночка», «дверь», «воздушный змей», «книжка»,
«блин», «конверт») и правильно их называть. Воспитывать
интерес к оригами.
Выявить умение детей распознавать и называть
геометрические фигуры; заинтересовать работой с бумагой,
познакомить с одним из её свойств – сминаемостью; научить
делить квадрат путем складывания на разное количество
равных частей: 2 прямоугольника, 4 квадрата или
треугольника; развить мелкую моторику пальцев рук;
воспитывать аккуратность.
Заинтересовать детей изготовлением поделок из бумаги в
технике оригами, познакомить с некоторыми из них; начать
знакомить с историей искусства оригами.
19

5.

«Бабочка»

6.

«Лесная полянка»
(изделие: гриб)

7.

«Лесная полянка»
(изделие: ёлка)

8.

«Птичка»

Упражнять детей в умении узнавать геометрические фигуры;
закреплять умение получать из квадрата прямоугольники,
треугольники и квадраты меньшего размера; познакомить с
изготовлением простейших поделок в технике оригами
путём складывания квадрата по диагонали (базовая форма –
«треугольник»); упражнять в свободном выборе цвета
бумаги при изготовлении бабочки; обучать приёмам
декоративного украшения поделок аппликацией;
воспитывать усидчивость, аккуратность.
Закрепить приёмы («книжка» и «косыночка»), учить
применять их в поделках. Дать понятие лицевой и
изнаночной стороны бумаги. Учить точно совмещать углы,
стороны при складывании, хорошо приглаживать линию
сгиба. Развивать мелкую моторику. Воспитывать
аккуратность в работе с клеем.
Закрепить приёмы («книжка» и «косыночка»), учить
применять их в поделках. Дать понятие лицевой и
изнаночной стороны бумаги. Учить точно совмещать углы,
стороны при складывании, хорошо приглаживать линию
сгиба. Развивать мелкую моторику. Воспитывать
аккуратность в работе с клеем.
Закрепить приём «крыша». Познакомить с приемом
«складка». Упражнять в отгибании и складывании угла
заготовки в определённом направлении. Тренировать
зрительную ориентировку. Воспитывать заботливое
отношение ко всему живому
октябрь

№

Тема

1.

«Ежик»

2.

«Конфета»

3.

«Ветка рябины»

4.

«Кленовый лист»

5.

«Теремок»

Программное содержание
Закрепить базовую форму «треугольник» на примере
изготовления ёжика. Вызвать интерес к работе с бумагой.
Развивать мелкую моторику. Воспитывать аккуратность в
работе с клеем.
Научить элементарной технике оригами, складывать квадрат
пополам по диагонали, находить середину квадрата, сгибать
противоположные углы квадрата к середине, тренироваться
аккуратно приклеивать работу на панно.
Учить детей самостоятельно «читать» пооперационную
карту; закрепить умение мастерить поделки из базовой
формы «стрела»; воспитывать умение работать в коллективе;
вызывать чувство радости от проделанной работы, которой
смогут любоваться другие люди; упражнять в правильном
распределении мышечной нагрузки; расширять словарный
запас, развивать объяснительную речь.
Познакомить детей с базовой формой «воздушный змей».
Научить складывать квадратную форму листа по диагонали,
тщательно разглаживать место сгиба. Развивать детскую
фантазию и воображение. Воспитывать усидчивость,
четкость выполнения инструкции.
Закрепить умение детей мастерить поделки, используя
пооперационные карты; вызвать у детей настроение в
ожидании представления и от совместной деятельности с
20

6.

«Лисица»

7.

«Волк»

8.
«Зайчишка»

родителями; заинтересовать изготовлением простейших
головных уборов для театрализованной игры; учить брать на
себя ту или иную роль; привлечь родителей к детской
продуктивной и игровой деятельности.
Упражнять в выполнении приёма «крыша». Развивать
зрительный ориентир, внимание. Развивать творчество,
умение использовать разные средства выразительности при
создании образа. Учить моделировать игровую ситуацию.
Продолжать учить сгибать квадрат «крыша», отгибать один
из уголков кверху наискосок. Учить работать по схеме.
Закрепить умение приклеивать голову, рисовать глаза.
Развивать глазомер.
Закрепить применение приёма «крыша» в поделках.
Познакомить и поупражнять в складывании треугольника
пополам. Учить дополнять поделку характерными деталями,
делая косой надрез(уши зайчика). Воспитывать
аккуратность.
ноябрь

№

Тема

1.

«Лягушка»

2.

«Медведь»

3.

«Мышка»

4.

«Пароход»

5.

«Кораблик»

6.

«Стул»

Программное содержание
Упражнять детей в умении узнавать геометрические фигуры;
закреплять умение получать из квадрата прямоугольники,
треугольники и квадраты меньшего размера; познакомить с
изготовлением простейших поделок в технике оригами
путём складывания квадрата по диагонали (базовая форма –
«треугольник»); упражнять в свободном выборе цвета
бумаги при изготовлении бабочки; обучать приёмам
декоративного украшения поделок аппликацией;
воспитывать усидчивость, аккуратность.
Учить перегибать «косынку» пополам. Учить понимать, что
детали головы и туловища выполняются по отдельности из
квадратов разной величины. Воспитывать и развивать
способность контролировать с помощью мозга движения рук
и пальцев.
Учить складывать квадрат дважды «косынкой», продолжать
учить детей внимательно слушать инструкции воспитателя,
воспитывать самостоятельность и внимание.
Продолжать знакомить детей с базовой формой «блин».
Закреплять умение складывать квадратную форму листа по
диагонали и складывать все углы к центру; тщательно
разглаживать место сгиба. Развивать детскую фантазию и
воображение. Воспитывать усидчивость, четкость
выполнения инструкции.
Познакомить детей с изготовлением поделки в технике
оригами из прямоугольного листа бумаги, упражнять в
свободном выборе цвета, развивать мелкую моторику рук,
использование готовых поделок в играх
Продолжать знакомить детей с базовой формой «блин».
Закреплять умение складывать квадратную форму листа по
диагонали и складывать все углы к центру; тщательно
разглаживать место сгиба. Развивать детскую фантазию и
воображение. Воспитывать усидчивость, четкость
выполнения инструкции.
21

7.

«Самолет»

8.

«Стаканчик»

Учить детей складывать из бумаги самолет. Закреплять
умение детей сгибать квадрат в разных направлениях, точно
соединяя его стороны. Развивать конструктивное мышление,
пространственное воображение, точную моторику пальцев
рук.
Закреплять умение детей использовать в своих работах
базовую форму «треугольник». Продолжать учить
складывать квадратную форму листа по диагонали,
тщательно разглаживать место сгиба. Развивать детскую
фантазию и воображение. Воспитывать усидчивость,
четкость выполнения инструкции.
декабрь

№

Тема

1.

«Снежинки»

2.

«Звездочки»

3.

«Снеговик»

4.

«Деревья в инее»

5.

«Новогодние украшения»

6.

«Еловая веточка»

7.

«Снегурочка»

8.

«Дед Мороз»

Программное содержание
Учить детей соединять детали попарно, заправляя угол
одной внутрь другой детали. Продолжать учить аккуратно,
работать с клеем. Улучшить навыки мелких и точных
движений пальцев как правой, так и левой руки.
Воспитывать интерес к занятиям по оригами
Закрепить умение складывать базовую форму «воздушный
змей». Учить чередовать цвета, соединять детали,
прикладывая короткую сторону заготовки к линии перегиба
предыдущей. Воспитывать усидчивость, ответственность.
Учить детей из двух прямоугольников делать туловище
снеговика. Из квадрата белой бумаги – голову. Продолжать
учить украшать поделку недостающими деталями
(приклеить нос-морковку, нарисовать глаза, рот).
Воспитывать интерес к конструированию из бумаги.
Закрепить умение совмещать стороны и углы, фиксировать
линии сгибов. Развивать умение пользоваться символами,
условными обозначениями. Продолжать учить
комбинировать детали. Учить добиваться в работе схожести
с природными объектами. Развивать конструктивные
способности.
Продолжать учить мастерить из бумажных квадратов
несложные поделки, используя уже известные приёмы
складывания бумаги, развивать конструктивное мышление,
фантазию, воображение.
Закрепить умение складывать самостоятельно базовую
форму «крыша». Учить детей из заготовок выкладывать
еловую веточку, украшать веточку нарисованными
игрушками. Воспитывать бережное отношение к предметам
и материалу .
Учить детей из базовой формы «воздушный змей»
складывать фигурку Снегурочки. Продолжать учить
приклеивать отдельные детали. Воспитывать добрые чувства
к близким, желание порадовать их открыткой к празднику.
Учить складывать квадратный лист бумаги новым способом,
следуя словесным указаниям воспитателя, соединять детали
в единое целое. Дополнить деталями (глаза, нос, рот),
придавая выразительность.
январь
22

№

Тема

1.

«Зимующие птицы»

2.

«В зимнем лесу»

3.

«Снегирь»

4.

«Новогоднее панно»

5.

«Составление композиции
сказки «Колобок» (для
малышей)

6.

«Царевна – лягушка»

7.

«Гном»

8

«Серая шейка»

Программное содержание
Закреплять умение детей складывать квадрат по диагонали
(базовая форма «косыночка» ), продолжать учить детей
сгибать линии назад и загибать вперед части поделки,
воспитывать аккуратность в складывании и наклеивании
деталей, развивать творческую фантазию, воспитывать
отзывчивость и дружелюбие.
Учить детей преобразовывать базовую форму в разные
поделки, развивать вариативность мышления; развивать
навыки выполнения точных, аккуратных сгибов;
отрабатывать выполнение базовых форм, учить пользоваться
схемами при выполнении поделок в технике оригами,
развивать интерес к оригами.
Упражнять в соединении двух цветов во время складывания.
Закрепить сгиб от «себя» и на «себя». Развивать
воображение, чувство формы и пропорции. Развивать
самостоятельность, инициативность. Закрепить условное
обозначение «долина», «переворот».
Учить детей создавать композицию из фигурок,
выполненных в технике оригами; закрепить навыки работы с
пооперационной картой и схемой; помогать каждому
ребёнку добиться желаемого результата; показать
преимущества коллективной работы; воспитывать у детей
желание доставлять радость окружающим.
Учить детей делать героев народной сказки в технике
оригами. Продолжать учить работать по схемам. Закрепить
знакомые базовые формы. Улучшить навыки мелких и
точных движений пальцев как правой, так и левой руки.
Воспитывать и вызывать у детей интерес к конструированию
из бумаги.
Упражнять в применении приёмов «крыша» и «стрела».
Учить делать поделки из двух деталей. Развивать творчество,
художественную и конструктивную деятельность. Учить
моделировать игровые ситуации на основе воображения.
Воспитывать аккуратность.
Продолжать учить детей делать бумажные фигурки из двух
деталей; познакомить с последовательностью изготовления
поделок в технике оригами, используя схему; учить чётко
выполнять инструкции воспитателя; совершенствовать
умение детей работать в мини-группе, добиваться
достижения цели, согласуя свои действия с действиями
товарищей; воспитывать стремление помогать другим.
Закреплять умение детей складывать листы бумаги в разных
направлениях, для получения определенного результата,
тщательно разглаживать место сгиба. Развивать детскую
фантазию и воображение. Воспитывать усидчивость,
четкость выполнения инструкции.
февраль

№

Тема

1.

«Отгадаем сказку»

Программное содержание
Учить изготавливать новые поделки в технике оригами,
используя знакомый приём складывания бумажных
квадратов по диагонали; поощрять творческую инициативу
23

2.
«Зверята для пальчикового
театра (щенки, поросята,
лисенок и т.д)

3.

«Скоро день защитника
Отечества»

4

«Превращение стрелы»

5.

«Щенок путешественник»

6.

«Заюшкина избушка»
(изделия: мордочка лисы и
зайца).

7.

«Кошечка»

8.

«Пингвины на льдине»

детей; развивать глазомер.
Закреплять умение детей использовать в своих работах
базовую форму «треугольник». Продолжать учить
складывать квадратную форму листа по диагонали,
тщательно разглаживать место сгиба. Развивать детскую
фантазию и воображение. Воспитывать усидчивость,
четкость выполнения инструкции.
Воспитывать у детей чувство уважения к защитникам нашей
Родины – к своим отцам и дедам, старшим братьям,
побуждать сделать им приятное; совершенствовать навыки
работы с бумагой, ножницами; закрепить умение мастерить
поделки с использованием пооперационных карт и схем;
развивать глазомер, мелкую мускулатуру рук.
Продолжать учить мастерить поделки, используя
пооперационную карту. Познакомить с изготовлением
поделки «стрела», научить трансформировать её в другие
поделки. Развивать воображение детей. Воспитывать
аккуратность.
Повторить выполнение и поупражнять в применении в
поделках приёма «крыша». Упражнять в произвольном
отгибании полоски бумаги и последующей проработке
линии сгиба. Закреплять понятие: лицевая и изнаночная
сторона бумаги. Воспитывать самостоятельность.
Упражнять в выполнении приёма «крыша». Развивать
зрительный ориентир при определении места и направления
линии сгиба. Развивать творчество при оформлении поделки
деталями(глаза, нос). Формировать эстетическое восприятие.
Закрепить с детьми складывание и название базовых форм.
Учить изготавливать туловище и голову отдельно из
квадратов. Учить складывать треугольник пополам
«косынкой», поднимать уголки от середины длинной
стороны, но, не доводя до вершины верхнего угла.
Воспитывать аккуратность в работе, внимание.
Продолжать учить детей делать поделки с помощью приёма
«крыша». Закрепить последовательное сгибание сторон
заготовки угла к средней линии, получаемой после
складывания квадрата пополам по диагонали. Воспитывать
усидчивость, аккуратность в выполнении работы.
март

№
1.

2.

3.

Тема
«Хризантем а, гвоздика,
тюльпан»
«Подарок маме»

«Цветик – семицветик»

Программное содержание
Познакомить детей с новым способом изготовления цветов в
технике оригами, закрепить умение пользоваться ножницам,
продолжать учить детей внимательно слушать инструкции
воспитателя, воспитывать самостоятельность и внимание.
Познакомить с оформлением открыток с использованием
фигурок выполненных в технике оригами, воспитывать
аккуратность, усидчивость.
Продолжать учить делать поделки на основе приёма
«книжка». Учить работать по схеме. Учить точно совмещать
углы, стороны при складывании, хорошо приглаживать
линию сгиба. Воспитывать самостоятельность и
аккуратность.
24

4.

5.

«Цветы»

«Подснежники»

6.

«Шляпка для Красной
Шапочки»

7.

«Коробочка»

8.

«Ваза с весенними
ветками»

Учить детей изготовлению цветов в технике оригами;
помочь каждому ребёнку добиться желаемого результата;
развивать творческое воображение, фантазию; развивать
глазомер, мелкую моторику пальцев рук.
Закрепить умение аккуратно пользоваться кисточкой и
клеем. Закрепить умение выполнять складку «молния».
Продолжить учить детей сгибать лист квадратной формы по
диагонали, сгибать углы треугольника наискосок.
Закреплять умение детей использовать в своих работах
базовую форму «треугольник». Продолжать учить
складывать квадратную форму листа по диагонали,
тщательно разглаживать место сгиба. Развивать детскую
фантазию и воображение. Воспитывать усидчивость,
четкость выполнения инструкции.
Познакомить детей с новым способом складывания бумаги;
закрепить умение следовать инструкциям воспитателя;
развивать мелкую моторику пальцев рук; воспитывать
аккуратность.
Закреплять умения детей изготавливать поделки, используя
базовую форму «воздушный змей». Развивать глазомер,
детскую фантазию и воображение. Воспитывать
усидчивость, четкость выполнения инструкции. Приучать к
аккуратности во время работы с клеем
апрель

№

Тема

1.

«Веселые клоуны»

2.

«Веселые человечки»

3.

«День космонавтики»

4.

«Весна Красна»

5.

«Кузнечик»

Программное содержание
Продолжать учить делать поделки из двух деталей.
Познакомить с последовательностью изготовления поделок в
стиле оригами. Учить чётко выполнять инструкции
педагога. Развивать творчество. Учить моделировать
игровые ситуации на основе воображения. Воспитывать
самостоятельность
Совершенствовать навыки работы с бумагой и ножницами;
учить преобразовывать одну бумажную фигурку в другую;
воспитывать самостоятельность, аккуратность; развивать
речь детей, вызывать хорошее настроение от участия в
театрализованной деятельности.
Уточнить знания детей о празднике «День космонавтики»;
продолжать учить преобразовывать одну бумажную фигурку
в другую, используя пооперационные карты; закрепить
умение соединять две части поделки, вставляя их одну в
другую; учить детей работать в парах; воспитывать
аккуратность; развивать творческое воображение, фантазию
детей.
Учить составлять солнце из 8 заготовок, сложенных из
знакомой базовой формы «воздушный змей». Продолжать
учить совмещать вершины углов и стороны деталей. Придать
выразительность, используя аппликацию.
Учить детей изготавливать из бумаги по типу оригами
динамическую модель – кузнечика. Закреплять умение детей
сгибать квадрат в разных направлениях, хорошо
проглаживая линии сгиба. Развивать умение следовать
25

6.

«Грачи прилетели»

7.

«Сова»

8.

«Журавлик»

устным инструкциям.
Продолжать учить детей мастерить подели из базовой
формы « воздушный змей», совершенствовать навыки
работы с бумагой и ножницами
Напомнить, как складывается базовая форма «воздушный
змей». Учить перегибать верхний треугольник, вперед и
возвращать в исходное положение, делать надрезы по линии
сгиба, сгибать концы складкой. Воспитывать аккуратность в
работе с бумагой и ножницами.
Продолжать знакомить детей с японской историей;
воспитывать чувство сострадания, соучастия в
происходящем вокруг; совершенствовать умение мастерить
поделку, используя пооперационную карту.
май

№

Тема

1.

«Вертушки»

2.

«Экскурсия в зоопарк»

3.

«Гусиничка»

4.

«Божья коровка»

5.

«Составим картину»

6.

«Подарки малышам»

7.

«Мое любимое оригами»

8.

Итоговое занятие

Программное содержание
Учить детей изготавливать новые поделки из квадрата,
круга, треугольника, учить пользоваться обозначениями
линии разреза на заготовке, упражнять в свободном выборе
цвета и формы бумаги, поощрять самостоятельность,
творческую инициативу.
Учить детей мастерить поделки из прямоугольного листа
бумаги путём складывания его пополам и загибания уголков
к середине, соединяя четыре готовые детали; закрепить
работать по операционной схеме и карте; развивать
воображение, аккуратность; совершенствовать мелкую
моторику пальцев рук.
Закреплять умение складывать квадрат дважды по диагонали
«крыша». Продолжать учить загибать угол к центру
квадрата. Учить делать поделку по словесному описанию.
Развивать творчество, художественную и конструктивную
деятельность. Воспитывать самостоятельность.
Закрепить умение складывать приёмы «крыша», «стрела».
Развивать творчество в ходе оформления поделки деталями.
Учить чётко выполнять инструкции педагога. Воспитывать
аккуратность.
Продолжать учить детей мастерить поделки в технике
оригами, повышать интерес к этой деятельности через новую
форму работы - составление картинок к небольшим
стихотворениям; развивать творческие способности детей,
воображение.
Используя технику оригами, учить изготавливать модели
птиц, корабликов, воспитывать желание заботиться о
младших, упражнять в свободном выборе цвета.
Закрепить усвоенные на занятиях приемы и формы оригами.
Улучшить навыки мелких и точных движений пальцев как
правой, так и левой руки. Воспитывать интерес к
результатам своего труда.
Оформление альбома детских работ за период обучения.
Развитие навыков общения и умения согласовывать свои
интересы с интересами других детей.

26

2.3. Особенности взаимодействия педагога с семьями воспитанников
Одним из важных условий реализации программы дополнительного образования является
сотрудничество педагогов с семьёй: дети, педагоги и родители – главные участники
педагогического процесса.
Цель: сделать родителей активными участниками педагогического процесса, оказав им
помощь в реализации ответственности за воспитание и обучение детей. Формы взаимодействия
с семьями воспитанников:
 первичное знакомство, беседа, анкетирование
 проведение индивидуальных бесед об особенностях развития ребёнка
 групповые консультации
 родительские собрания
 проведение совместных мероприятий («Творческая мастерская» (мастер-класс), семинарыпрактикумы, круглые столы, День открытых дверей)
 наглядная информация для родителей

3.Организационный раздел программы
3.1 Материально – техническое обеспечение программы.
Для реализации данной образовательной программы был оснащен кабинет для обучения работе
с бумагой в технике оригами, где имеются:
столы детские – 5 штук.,
стулья детские – 10 штук.,
доска демонстрационная – 1 шт.,
мультимедийные средства (проектор, ноутбук, CD и DVD диски);
А так же необходимыми материалами и инструментами:
Наименование
Бумага белая
Бумага цветная
Ножницы для резки бумаги
Клей ПВА
Клей карандашный
Простой карандаш
Цветные карандаши

Единица измерения
лист
лист
шт
мл
шт
шт
коробка

Количество на одного
участника
100
100
1
200
3
1
1

3.2.Обеспеченность методическими материалами и средствами обучения
и воспитания
1. Дегтева в.Н. Оригами с детьми 3-7 лет: Методическое пособие. – М.: МОЗАИКАСИНТЕЗ, 2012.
2. Кирсанова С.В. Обучение технике оригами детей старшего дошкольного возраста с
речевой патологией. – СПб.: ООО «ИЗДАТЕЛЬСТВО «ДЕТСТВО-ПРЕСС»,2013.
27

3. Сержантова, Т.Б. Оригами. Базовые формы / Т.Б. Сержантова. – М.: Айрис – пресс,
2012.
4. Сухаревская, О.Н. Оригами для самых маленьких / Ольга Сухаревская. – М., Айрис –
пресс, 2012.
5. Эм Г.Э Путешествие в страну Оригами. Пособие для учителей и родителей / Г.Э.Эм.
– Ростов н/Д: Легион, 2013.
6. Соколова С.В
Оригами для самых маленьких: Методическое пособие для
воспитателей ДОУ. – СПб.: ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2013.
7. Дорогов, Ю.И. Секреты оригами для дошкольников. / Ю.И Дорогов, Е.Ю. Дорогова;
худож.: - Ярославль: Академия развития, 2008.
8. Соколова, С.В. Оригами для дошкольников: Методическое пособие для воспитателей
ДОУ. – СПб.: ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2008.
9. Агапова И.А., Давыдова М.А. Лучшие поделки из бумаги и картона.- М.: ООО «ИД
РИПОЛ классик», ООО Издательство «Дом. ХХI век», 2007.
10. Чеккони Д. Моя первая книга оригами/ Пер. с итал.- М.: Изд-во ЭКСМО-Пресс, 2002

3.3. График реализации программы
Программа «Обучение работе с бумагой в технике оригами «Бумажные фантазии» рассчитана
на 1 год обучения для каждой возрастной группы. Занятия с обучающимися проводятся 2раза в
неделю. Продолжительность занятий: средний – 20 минут, старший – 25 минут,
подготовительный – 30 минут.

3.4.Особенности традиционных событий, праздников, мероприятий




коллективное и индивидуальное участие детей в тематических выставках, смотрах, конкурсах;
использование детских работ в оформлении сцены, интерьера группы и т.д.;
ежеквартальные выставки детских поделок, выполненных в технике оригами.

3.5. Особенности организации развивающей
предметно - пространственной среды.
Организация предметно – пространственной развивающей среды осуществляется за счет
внесения в кабинет наглядного материала по теме занятия; просмотр презентаций; совместного
изготовления игрушек; выставки детских работ; литературы по художественным жанрам и т.д.
Для реализации программы дополнительного образования у дошкольников, предусмотрено
наличие соответствующей предметно – пространственной среды, а также оборудования и
инвентаря, способствующего развитию и укреплению детского организма. Используемое в
оригами оборудование должно быть не только удобным, но и радовать глаз, развивать вкус детей,
содействовать их эстетическому воспитанию.
Для реализации программы дополнительного образования у дошкольников, предусмотрено
наличие соответствующей предметно – пространственной среды, а также оборудования и
инвентаря.
Занятия по работе с бумагой в технике оригами проходят в кабинете изодеятельности. Кабинет
расположен на первом этаже и имеет следующее оснащение:
В соответствии с санитарно-гигиеническими требованиями площадь помещения,
обеспечивающая нормальные условия работы не менее 2,5 м на человека. Температура воздуха в
кабинете поддерживается в пределах от +17 до +20С.
Общее освещение кабинета обеспечивают люминесцентные лампы. Они создают освещение,
близкое к естественному. На окнах должны имеется светлая тюль для защиты глаз от воздействия
прямых солнечных лучей. Стены окрашены в светлые тона краски, что благотворно действует на
зрительный аппарат и, кроме того, способствует увеличению общей освещенности кабинета.
28

При размещении рабочих столов учитывается направление дневного света и вечернего
освещения, чтобы рабочие места были освещены с левой стороны и сверху.
Окна должны быть оборудованы открывающимися форточками для периодического
проветривания помещения. Столы и стулья, соответствуют возрасту детей.

29


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных (согласие). Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

ВНИМАНИЕ!

Срок действия лицензии на использования программного обеспечения окончен 31.10.2023.
Для получения информации с сайта свяжитесь с Администрацией образовательной организации по телефону 8 (3537)27-14-38, 28-21-50, 28-91-38

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».